Перейти к основному содержанию

Искажающие динамические эффекты

Помимо компрессии, т.е. сжатия динамического диапазона, в музыке очень широко используются т.н. искажающие динамические эффекты. Их принцип действия заключается в том, что при клиппировании сигнала, в нем появляется большое количество дополнительных обертонов, т.е. изменяется/искажается его тембр. Основную часть таких эффектов составляют гитарные «примочки».

Обычно выделяют три основных вида гитарных динамических эффектов: Overdrive, Distortion и Fuzz, которые отличаются характером и степенью искажений.

Overdrive

Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Это и делает овердрайв — имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас педали овердрайва позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.

Distortion

Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшене обрезается сильнее и оттенок сигнала получается более четким. Дисторшн обычно используется гитаристами в хард-роке, металле и панк-роке. Помимо электрогитары, эффект применяют и с другими инструментами, например, с бас-гитарой и синтезатором.

На рисунке ясно видны различия между овердрайвом и дисторшеном. В обоих случаях сигнал обрезается, из-за чего звук приобретает характерную резкость. Но если овердрайв «мягко» ограничивает сигнал по амплитуде, то дисторшн делает это более резко (ближайшая аналогия — софт- и хард-клиппинг):

1

Синяя линия - оригинальный сигнал, красная — дисторшн, желтая — овердрайв.

Fuzz

Фузз ограничивает амплитуду сигнала еще сильнее, так что входящий синусоидальный сигнал на выходе будет иметь почти прямоугольную форму, что и соответствует классическому тембру фузза. Он создаёт значительно большие искажения, чем дисторшн или овердрайв, и придаёт инструменту синтетическое звучание, как правило, с более низкими средними частотами. Фузз педали стали популярны в расцвете психоделического рока 60-х. По звучанию они больше напоминают рыхлый и колючий звук неисправного усилителя с большим количеством обертонов.