Перейти к основному содержанию

Появление цифровых синтезаторов

Понятие «цифрового» синтезатора, в противоположность «аналоговому», определяется, прежде всего, типом осцилляторов. Аналоговый осциллятор представляет собой электрическую цепь, порождающую периодическое колебание сигнала с частотой слышимых звуковых колебаний. Это колебание может модулироваться по частоте (например, управляющим CV-сигналом с клавиатуры), и таким образом высота звука изменяется. Такие осцилляторы получили название VCO (Voltage Controlled Oscillator – управляемый напряжением осциллятор).

При этом во все еще абсолютно аналоговых модульных системах E-mu и Oberheim с 1975 аналоговые управляющие сигналы клавиатуры для реализации полифонии обрабатывались цифровым микропроцессором. Возможно, есть основания считать началом «цифровой трансформации» появление в 1978 г. по-прежнему аналогового SCI Prophet-5, в котором использовалось цифровое управление настройками и сохранение этих настроек в память инструмента.

 Дэйв Смит
Дэйв Смит (основатель компании SCI)

Дэйв Смит: «После того, как я собрал аналоговый секвенсор, в 1975 году я разработал цифровой секвенсор, а затем - программер Model 700, который позволял в определённой степени программировать синтезаторы Minimoog и ARP 2600. Одновременно я, не покладая рук, трудился над микропроцессорами, которые в те времена (в 1975-77 годах) были ещё чем-то совсем новым. А потом Дэйв Россум, основатель E-mu, рассказал мне, что фирма Solid State Music разработала микрочип для синтезаторов. В воздухе стала витать идея о том, чтобы объединить работу таких чипов и микропроцессора, сделав полифонический, полностью программируемый синтезатор. Однако сам я в первое время не задумывался об этом направлении, так как был абсолютно уверен в том, что компании Moog и ARP вот-вот подхватят эту идею и непременно начнут работать над новыми синтезаторами. Но прошло несколько месяцев, а они продолжали работать, как прежде. Поэтому одним весенним днём 1977 года я оставил все свои дела и приступил к разработке синтезатора. Впервые мы показали его миру в следующем году, на выставке NAMM, в подвальном помещении диснейлендовского отеля. А через несколько месяцев уже начались отгрузки первых партий Prophet 5».

Sequential Circuits Prophet 5
Sequential Circuits Prophet 5

В начале 80-х гг. появились т.н. DCO или Digitally Controlled Oscillator - осцилляторы с цифровым управлением, частота которых контролировалась электронными микрочипами. Стало возможным также цифровое формирование огибающих (EG – Envelope Generator).

Однако все это не превращает аналоговый синтезатор в цифровой, поскольку сам звуковой сигнал по-прежнему генерируется аналоговым осциллятором (пусть и с цифровым управлением). Важнейшую роль в формировании звучания синтезатора играют также блоки усиления (VCA) и фильтрации (VCF), и в аналоговом синтезаторе они также остаются аналоговыми.

Цифровые синтезаторы появились с возникновением технологий синтеза, требующих для реализации именно цифровых осцилляторов. Это, прежде всего, FM-синтез и различные виды цифрового сэмплирования. Другим важнейшим этапом стало появление универсального цифрового интерфейса управления — MIDI (Musical Instrument Digital Interface).