Перейти к основному содержанию

Elektronische Musik

Параллельно с этим в Германии появляется музыкальное течение, которое впоследствии получило название «Elektronische Musik».
В 1948 г. немецкий физик Вернер Мейер-Эпплер (Werner Meyer-Eppler) читал курс лекций, посвященных возможностям синтеза речи, в которых использовал «Вокодер» американского физика Гомера Дадли. Среди слушателей находился Роберт Байер, сотрудник кёльнской радиостанции Westdeutscher Rundfunk (WDR). Байер убедил лектора выступить с темой «электронной музыки» на Международной летней школе Новой музыки в Дармштадте в 1950 г., которая вызвала большой интерес у аудитории. Эта и последующие лекции Мейера-Эпплера были, в основном, основаны на материале его классической книги «Elektronische Klangerzeugung: Elektronische Musik und synthetische Sprache» (Электронный источник звука: электронная музыка и синтетическая речь), вышедшей в 1949 г.

С 1951 г. Meyer-Eppler начал серию экспериментов с синтезированным звуком, используя Melochord Гаральда Боде и магнитофон AEG.

Одна из поздних версий Мелохорда в студии WDR
Одна из поздних версий Мелохорда в студии WDR

Совместно с Робертом Байером и Гербертом Аймертом, он представил свои исследования в радиопрограмме «Мир звука электронной музыки» на WDR, в итоге группа получила поддержку радиостанции и была создана студия электронной музыки - «Elektronische Musik».

WDR Electronic Music Studio in 1966
Студия электронной музыки WDR в 1966 г.

Помимо Мелохорда, студия располагала синтезатором Elektronische Monochord, специально собранным Траутвайном на основе траутониума по спецификации Мейера-Эпплера. Также в студии были:
— генераторы: синусоидальных, прямоугольных и пилообразных колебаний, и белого шума;
— фильтры: octave, third и radio drama (W49);
— импульсный генератор;
— Ring Modulator;
— осциллограф;
— вращающийся динамик для записи пространственных звуков;
— камеры эха и реверберации: камера реверберации представляет собой большую пустую комнату, в которой звуки воспроизводятся и записываются уже с добавленной естественной реверберацией;
— 16-канальный (2 по 8 каналов) микшер;
— магнитофоны: несколько монофонических, 2-дорожечный и 4-дорожечный (один из первых 4-дорожечных магнитофонов), а также Springer - магнитофон с переменной скоростью и вращающейся 6-компонентной воспроизводящей головкой.

Низкочастотный импульсный генератор
Низкочастотный импульсный генератор

Adjustable UBM feedback amplifier
Adjustable UBM feedback amplifier

Генератор синусоидальных и прямоугольных волн
Генератор синусоидальных и прямоугольных волн

С самого начала Студия дифференцируется от Musique Concrete, выступая за «чистые» электронные источники звуков, над которыми производятся манипуляции, и технику композиции, производную от сериализма Шёнберга и Веберна.

Антагонизм musique concrete и elektronische Musik был, казалось, обусловлен различием звукового материала: звуки и шумы естественного происхождения в конкретной музыке — и звуки электрогенераторов и других устройств в электронной. Однако их разделяли отличия не только и не столько в материале, сколько в самом методе работы с ним. Критика Шеффером электронной музыки была связана не с ее искусственностью, «мертвенностью» звучания, а с подменой в ней, по его мнению, критериев слухового восприятия объективными научными данными. Для электронной музыки ведущими являлись идеи системы, совершенного контроля, полнейшей рационализации; в сущности, ранняя электронная музыка представляла собой скрупулезное воплощение додекафонных и сериальных принципов в новом, искусственном звуковом материале, ставшем своего рода «идеальным сырьем» для реализации заранее рассчитанных многопараметровых сериальных структур.

WDR скоро стала междунарордным местом встречи и общения композиторов-авангардистов: Ernst Krenek (Австрия/США), György Ligeti (Венгрия), Franco Evangelisti (Италия), Cornelius Cardew (Англия), Mauricio Kagel (Аргентина), Nam June Paik (Корея), Gottfried Michael Koenig (ФРГ). В 1953 г. к студии присоединился Штокгаузен (который сменил Эймерта на посту директора студии в 1962 г.). Такие его сочинения, как Gesang der Junglinge, Kontakte (1960) и Hymnen (1967) стали этапными для академической электронной музыки.

Одна из первых попыток аддитивного синтеза на основе чистых синусоидальных волн – «Etude» Штокхаузена, созданный еще в парижской студии Шеффера в 1952 году. Аналогичные сочинения были созданы в кёльнской студии Бейером и Аймертом приблизительно в это же время, затем последовали более сложные опыты Штокхаузена: «Studie I» (1953) и «Studie II» (1954). Несмотря на провозглашенный «электронный пуризм», уже сочинения 1956 г.: «Spiritus Intelligentiae Sanctus» Эрнста Кренека и «Gesang der Junglinge» Штокгаузена означали отход от принципов Elektronische Musik, в обоих произведениях синтезированные звуки комбинировались с записанными, характерными для Musique Concrete.

Штокгаузен и Synthi 100 в студии WDR, 1970-е гг.
Штокгаузен и Synthi 100 в студии WDR, 1970-е гг.

Stockhausen - Studie 1 (1953)
 

Stockhausen - Studie II (1954)

Дополнительные материалы: