Перейти к основному содержанию

Орган Хэммонда

В конструировании синтезаторов с самого начала существовало два, можно сказать, идеологических подхода. Одни изобретатели руководствовались философско-эстетическими соображениями (выраженными, например, в манифестах футуристов) – они собирались расширить существующую художественную палитру путем создания новых звуков и даже способов музицирования. Другие пытались воспроизвести тембры уже существующих музыкальных инструментов. Во втором случае таким инструментом чаще всего был духовой орган. Во-первых, органный тембр довольно легко получить с помощью простого аддитивного синтеза. Во-вторых, это, пожалуй, единственный инструмент, с которым ранние синтезаторы могли конкурировать по цене. (Такое положение сохранялось некоторое время и в период серийного производства синтезаторов — одним потребителям нужен «оркестр в кармане» (для этого лучше всего подходят инструменты, использующие синтез на основе  воспроизведения сэмплов), другим — необычные и новые тембры. Для современного цифрового синтезатора такое противопоставление уже не имеет смысла — он умеет и то, и другое.)

Поэтому значительная часть синтезаторов начала 20 века — это именно органы: электромеханические (Robb Wave Organ, Magneton, Rangertone Organ, Electrone), электронные (Orgue des Ondes и Givelet Organ, Westinghouse Organ), и электронно-оптические (Cellulophone, Superpiano, Hardy-Goldthwaite Organ, Radio Organ и Polytone Organ, «Синтроник», Lichtton Orgel).

Орган Хаммонда

Создатель знаменитого органа, Лоуренс Хэммонд, окончил Корнуэльский университет в 1916 с дипломом инженера, и с 1928 года его компания Hammond Clock Company занималась производством напольных часов. Сам изобретатель шутил, что «предком» его органа были часы: «звуковые колеса» приводились в движение тем же синхронным двигателем, что и в электрических часах, которые изготавливала его компания. Часы успешно продавались, их секретом была скорость вращения двигателя, синхронизированная с частотой электрической сети в Соединенных Штатах (60 Гц), за которой уже тогда строго следили правительственные чиновники.

часы Hammond
часы Hammond

Часы Hammond славились точностью хода — и строй органа Hammond был более устойчив, чем у инструментов, в которых использовался ламповый осциллятор. Классический орган Хэммонда это не электронный, а электромеханический инструмент — звук в нем генерируется вращающимися в электромагнитном поле шестеренками (это тот же принцип, который использовался в Телармониуме Кэхилла), а не электронными осцилляторами, что позволило впервые достичь стабильности строя за счет синхронизации скорости вращения генераторов со стандартной частотой бытовой электросети.

Благодаря простоте конструкции было быстро налажено массовое производство органа. За счет использования ламповых усилителей его размеры были даже меньше пианино, стало возможным уменьшить диаметр «звуковых колес» по сравнению с «мельничными жерновами» Телармониума. Другим важнейшим отличием органа Хэммонда было использование колес зубчатой формы, которые позволяли генерировать синусоидальные колебания, в то время как Телармониум генерировал колебания квадратной формы.

Электрические колебания, преобразуемые затем в звуковые, возникают, благодаря явлению электромагнитной индукции, а именно возникновению электродвижущей силы в обмотке индукционной катушки, расположенной в переменном магнитном поле. Периодическое же изменение магнитного поля происходит из-за зубчатой формы вращающегося проводника — он с постоянной частотой приближается и удаляется от сердечника индукционной катушки:

Tonewheel-Hammond-organ

Tonewheel-Hammond-organ

 

Общий элемент конструкции всех электромеханических моделей Hammond – электродвигатель, приводящий в движение валы с зубчатыми колесами (tоnеwhееls), в ранних моделях их было 96, в остальных меньше. Каждое зубчатое колесо имеет диаметр порядка 30 мм, и в зависимости от количества зубцов и скорости вращения, получается один из звуков шкалы темперированного строя. Поскольку двигатель один, отношение скоростей вращения валов остается постоянным.

Нажатая клавиша заставляет звучать 9 генераторов – основной тон соответствующей частоты и его гармоники, относительная амплитуда которых регулируется ползунками на передней панели органа и определяет тембр звука:

hammond organ drawbar

Помимо возможности настраивать тембр, орган Хэммонда имел встроенный эффект вибрато (небольшие колебания высоты звука) и хоруса (имитация хорового унисона, когда к основному звуку добавляются его копии едва заметно измененной высоты).

Электроорган был представлен широкой публике в апреле 1935 года на выставке Индустриального Искусства в Нью-Йорке и был с энтузиазмом встречен многими известными тогда пианистами и органистами. Находящийся в зените славы Джордж Гершвин немедленно заказал Hammond для себя. Первая серийная модель — Model A, появилась в продаже в июне того же 1935 г.  За первые 3 года орган Хэммонда приобрели 1750 церквей, и к концу 30-х годов ежемесячно производилось более 200 инструментов. Интересно, что последующий экстраординарный успех органа Хэммонда у профессиональных музыкантов оказался для компании неожиданным, Хэммонд не ориентировался на этот рынок, поскольку не считал, что на нем достаточно денег. При этом за время своего существования Hammond Organ Company произвела около 2 миллионов инструментов, но, как было подсчитано в 1966 г., только около 50 тысяч были установлены в церквах.

Не последнюю роль в популярности органа Хэммонда сыграла и его феноменальная надежность, даже сейчас вряд ли можно найти инструмент, который мог бы сравниться с ним по этому показателю — многие из органов выпуска 30-х годов до сих пор исправно работают, несмотря на свой более чем 70-летний возраст. Пришлось кстати даже совсем не «органное» звучание Хэммонда — благодаря этому звучанию его невозможно было ни с чем спутать. Даже появление впоследствии полноценных церковных электроорганов не подорвало его популярности — Хэммонд уже приспособился и занял другую нишу, став одним из основных клавишных инструментом в популярной музыке.

В 1970-х компания переключилась с электромеханической технологии на использование транзисторов, однако новые модели уже не были так популярны у музыкантов, и в 1985 г. Hammond Organ Company прекратила существование. Торговую марку приобрела Suzuki Musical Instrument Corporation, которая стала производить цифровые имитации наиболее популярных моделей Хэммонда:

Hammond-Suzuki

New Hammond B-3 Ultimo компании Suzuki

Hammond-Suzuki продолжают производить органы, предназначенные как для профессиональных музыкантов, так и для церквей. Другие компании, такие как Korg, Roland и Clavia, также успешно продают имитации оригинальных электромеханических органов под своими марками. Существуют и программные эмуляции, такие как Native Instruments B4.

Дополнительные материалы: