Перейти к основному содержанию

«Мультзвук»

«Мультзвук»

Осенью 1930 года в Москве Арсений Авраамов (1886-1944) создает лабораторию «Мультзвук». Искусственные звуковые дорожки, впервые продемонстрированные Авраамовым в 1930 году, основаны на геометрических профилях и орнаментах, полученных чисто чертежными методами, с последующим покадровым фотографированием на анимационном станке. В процессе работы над первыми орнаментальными звуковыми дорожками в группу входил специальный чертежник, оператор Николай Желинский, аниматор Николай Воинов и акустик Борис Янковский, отвечавший за перевод музыкальных партитур в микротоновую систему «Welttonsystem» Авраамова, а также в обер-унтертоновую систему гармонии Самойлова. Конечные партитуры были выполнены в ультрахроматической системе интервалов 72-х ступенной темперации Янковского, с обозначениями динамических оттенков в единицах освещенности, а агогики — в числе кадров пленки. Янковский также выполнял съемку акустических опытов (глиссандо, наплывы тембров, изменения громкости, многоголосие путем многократной экспозиции).

Рисованный звук

1

Осенью 1931 года группа переехала в НИКФИ — Научно-исследовательский кинофотоинститут и была переименована в лабораторию «Синтонфильм». В декабре 1932 года НИКФИ проводит сокращение штатов, и лаборатория переезжает в Межрабпомфильм, где в 1934 году ее окончательно закрывают, как не оправдавшую себя экономически.

К середине 1933 г. группой Авраамова было заснято более 1800 метров кинопленки. Около половины материала составляли музыкальные отрывки с новыми обер-унтертоновыми гармониями, в их числе: «Орнаментальная мультипликация в «Welttonsystem» Apс. Аврамова», «Маруся отравилась», «Китайская мелодия», «Органные трезвучия» А.Самойлова, «Унтертоникум», «Прелюд», «Пилует», «Этюд стаккато», «Танцевальный этюд», «Набросок», «Флейтовый этюд».

Архив лаборатории (около 2000 метров пленки) хранится на квартире Арсения Авраамова, где и погибает в 1936-37 гг. - сыновья Арсения Авраамова используют горючую нитро-пленку как топливо для самодельных ракет и дымовых завес.

В 1939 году в журнале “Советская музыка” была опубликована статья Авраамова о «синтетической музыке», в которой он писал: «Синтетическая музыка, обходясь совершенно без “исполнителей”, с одной стороны, не требует механической реконструкции музыкального инструментария – с другой, легко осуществляет любые интонационные проблемы, такие как получение чистого акустического строя и глиссандирующие движения любых скоростей. В области тембра, синтетическая музыка имитирует существующие тембры, реализует новые тембры, сохраняет единство тембровой окраски во всех регистрах. В области темпо-ритма основными преимуществами являются прогрессивно нарастающие или убывающие скорости и сколь угодно сложные полиметрические эффекты (наложение 2-3 и более ритмов друг на друга). Все это, разумеется, в идеале, но и на сегодняшнем этапе многие из перечисленных возможностей уже реализованы. <…> Я обращаюсь, к тем, для кого все эти проблемы актуальны, кто любовно смотрит в будущее и не идет по проторенным путям,  обращаюсь к ним с недоуменным вопросом: как же все-таки случилось, что вот уже десять лет ведется научная работа, не привлекающая композиторского внимания у нас в СССР . Эти технологии могут дать в итоге грандиозный сдвиг именно в вышеизложенном направлении! Я говорю о синтетической музыке на звуковой кинопленке. Всем дальнейшим изложением берусь доказать, что максимум через 2-3 года именно этим путем советские композиторы получат в свои руки совершенный и послушный аппарат для воплощения сколь угодно дерзких творческих замыслов, некий универсальный “сверхоркестр под управлением автора”, не знающий границ виртуозности, выразительности, точности любого заданного строя, разнообразия тембров.»