Перейти к основному содержанию

Roland

Тем временем, в предвкушении прибылей рынок зашевелился и стал порождать новых конкурентов вне американского континента. В 1972 году в Японии была создана компания Roland Corporation. Любопытна история выбора этого имени. Япония — страна со своеобразной, во многом закрытой от внешнего мира культурой и собственными традициями. Большинство японских компаний имеют национально идентифицируемые названия, а имя Roland, имеющее западное происхождение, звучит для этой страны нехарактерно. Когда основателя и президента компании Ikutaro Kakehashi спросили, почему он выбрал такое название, он ответил, что изначально готовился к выходу на мировой рынок и искал слово, которое везде звучало бы одинаково. Например, электроорганы компании Ace Electronics, основателем которой он также являлся, выпускались под маркой "Acetone", а это название в разных языках произносится по-разному. Скажем, в русском языке первое, что приходит в голову — "ацетон". А имя "Roland" везде будет звучать как Роланд, поэтому на нем и остановились. Ирония заключается в том, что это название действительно читается одинаково везде, за исключением самой Японии, поскольку в японском языке звука "л" просто не существует.

Уже через год после основания компания Roland выпустила свой первый портативный синтезатор, SH1000. Сейчас трудно узнать достоверно, но не исключено, что непосредственной причиной и поводом создания компании Roland (как и ARP в свое время) явился как раз успех компании Роберта Муга. К этому времени легендарный Minimoog уже был хорошо известен. Он был впервые представлен как серийный экземпляр на выставке National Association of Music Merchants (NAMM) в июне 1971 года. (И, как следовало ожидать, компания ARP не замедлила с ответом, выпустив в следующем, 1972 году собственный портативный синтезатор Odyssey).

Компания Roland Corporation сразу же решила наступать по всем фронтам. Поэтому, продолжая выпускать портативные синтезаторы и одновременно прицеливаясь к производству электропиано, она в 1976 году выпустила студийный модульный монофонический синтезатор System 700 с пятиоктавной клавиатурой (рис. 26). Он конкурировал как со старым ARP 2500, так и с крупными системами Муга, в частности, Moog 55.

Roland System 700

Вся система состояла из главной консоли, клавиатуры и пяти опциональных блоков, в которые можно было поместить набор выбранных модулей (из 47 доступных). Коммутация осуществлялась внешними патч-кордами (рис. 27). Этот синтезатор использовался многими известными музыкантами (Vangelis, Depeche Mode, Vince Clarke и др.) и производился до начала 80-х годов.

Roland System 700

В то же время выпускался и более дешевый упрощенный вариант синтезатора, System 100 (рис. 28). Собственно, он уже не был модульным. Его можно считать переходной моделью между полумодульными и обычными "все-в-одном" синтезаторами. Вся система набиралась из крупных блоков, которых было всего пять видов. Основу составлял одноосцилляторный монофонический 37-клавишный синтезатор. Он представлял собой вполне самостоятельный полноценный агрегат и внешним видом очень напоминал синтезаторы серии SH. Внутри был один осциллятор, переключаемый фильтр (по слухам, такой же, как и в TB303), LFO и прочие необходимые узлы. К нему существовал расширитель (Expander 102), представляющий собой немного измененный блок 101, лишенный клавиатуры. Этот блок устанавливался сверху и позади клавишной части, внося в систему дополнительный осциллятор и новые способы модуляции. Внутренние соединения электронных узлов в каждом корпусе в некоторой степени можно было заменять внешними, используя патч-корды.

Roland System 100

Блок микшера (модель 103) добавлял к системе четыре входа, два линейных выхода, систему посыла-возврата для эффектов, встроенный пружинный ревербератор и два выхода для опциональных мониторов (модель 109). К полученной стереосистеме можно было добавить аналоговый секвенсор (104), сохраняющий максимум два паттерна по 12 шагов.

Несмотря на некоторую замкнутость, это была хорошая система с классическим "роландовским" звуком, и она имела заслуженную популярность. Ее использовали Depeche Mode, Hans Zimmer, Vangelis, Tangerine Dream, Vince Clarke и другие музыканты.

Взяв за основу эту систему, компания Roland в 1979 году выпустила ей на смену модификацию System 100m — с расширенными возможностями конструирования пэтчей (рис. 29). Сложно сказать, был ли это шаг вперед или назад. С одной стороны, в то время существовала тенденция перехода от модульных систем к синтезаторам в едином корпусе — давил рынок. Но с другой — лучшим синтезатором считался тот, который имел больше возможностей. А System 100m, являясь классической модульной системой, могла расширяться в произвольном масштабе. Она имела обычные одноголосные осцилляторы, но при параллельном их использовании можно было собрать настоящий полифонический синтезатор. System 100m была последним детищем Roland в модульном направлении и выпускалась до середины 80-х годов.

Roland System 100m

В этой системе существовало около двадцати различных электронных модулей, и для их эффективной компоновки выпускались кабинеты с различной модульной емкостью. Клавиатуры выпускались в нескольких вариантах: трех- и четырехоктавные, одноголосные и четырехголосные, и даже с арпеджиатором. По некоторым частным отзывам, несмотря на потрясающую расширяемость, система имела не столь "теплый" звук, как ее базовый вариант System 100. Однако список пользователей этой системы тоже достаточно большой и включает в себя многие имена из списка пользователей System 100. Так что, возможно, разница в слуховых ощущениях была обусловлена разницей в цене. Ведь систему "100m" можно было расширять сколько угодно, формируя все более сложный звук, но и стоимость ее при этом возрастала до десятков тысяч долларов. А такое не каждый может себе позволить.

Одним из активных пользователей System 100m в полифонической комплектации являлся композитор Hans Zimmer. Его личная компоновка System 100m, содержащая почти два десятка кабинетов, показана на рис. 30. Из основных модулей здесь задействованы 58 осцилляторов, 32 фильтра, 32 генератора огибающей, 12 фазовращателей и 9 секвенсоров. А еще проложена 24-канальная магистраль для связи Roland 100m с модульной системой Moog, расположенной в другом углу студии.

Roland System 100m