Перейти к основному содержанию

Аналоговые и цифровые сэмплеры

Семплирование как музыкальный прием впервые получило признание в экспериментах Пьера Шеффера, и затем стало основным принципом musique concrète. При этом, магнитная лента позволяла не просто воспроизводить записанные звуки, но менять их высоту и применять различные эффекты.
Это и есть основные возможности сэмплера: запись звука, воспроизведение его на разной высоте и применение к нему различных эффектов в реальном времени.

В то же время, воспроизведение сэмплов, как один из типов синтеза, появляется еще раньше, в таких электронно-оптических синтезаторах, как Hardy-Goldthwaite Organ, Syntronic, Sonothèque или Welte Licht-Ton-Orgel, где нарисованная форма волны могла имитировать форму волны реального акустического инструмента. Однако серийные аналоговые сэмплеры 50-60-х гг. (за небольшим исключением) использовали в качестве носителя магнитную пленку и принцип, предложенный еще в 1912 г. Мелвином Севери в патенте на устройство «Sound Producing Device»: «...звуковые вибрации создаются с помощью электромагнетизма путем прохождения фонограмм из магнитного материала  через электромагнитный механизм генерации звука».

Под аналоговыми сэмплерами обычно имеются в виду Mellotron и Chamberlin (британский и американский варианты инструмента), хотя существовали и еще несколько моделей: J-Tron, Birotron и Optigan/Opsonar/Orchestron.

Цифровые сэмплеры

Впервые эта технология появилась в 1979 году как одна из многочисленных возможностей инструмента под названием Fairlight CMI (Computer Musical Instrument). Увидев этот инструмент в мае 1980 года на выставке AES, инженеры компании E-mu, собиравшей до этого модульные аналоговые синтезаторы, оценили потенциальные возможности новой технологии и создали первый доступный по цене (во всяком случае, по сравнению с Fairlight) семплер. В феврале 1981 года на выставке NAMM был впервые продемонстрирован инструмент под названием Emulator (т.е. «имитатор»), стоивший $9995. За эти деньги покупатель получал восьмиголосный семплер с разрядностью 8 бит и оперативной памятью 128 Кбайт.

За несколько месяцев до E-mu компания New England Digital выпустила Synclavier II (1980), в котором, наряду с частотной модуляцией, также использовался синтез на основе воспроизведения семплов, названный «partial timbre». Synclavier II позволял производить цифровую запись звука и сохранение параметров на диск. Стоил инструмент более $100 000.

В 1984 году в продажу поступил легендарный «ромплер» Kurzweil K250.

К 1985 г. на музыкальном рынке появились доступные по цене сэмплеры Аkai (Akai S612) и Ensoniq (Ensoniq Mirage).

Разновидности цифрового семплирования