Перейти к основному содержанию

Superpiano

Superpiano Шпильманна, запатентованное в 1927 г. было построено на фото-оптических принципах, как и несколько других инструментов 20-30 гг.: световой луч проецировался на фотоэлемент через вращающийся диск, и периодическое прерывание луча вызывало "осцилляцию" электрического тока. Инструмент Шпильманна использовал два ряда по 12 черных целлулоидных дисков, каждый из которых содержал семь концентрических последовательностей отверстий, соответствующих семи октавам клавиатуры.

Superpiano создавало сложные тембры с помощью комбинации чистого тона и различных гармоник, каждая нота создавалась сочетанием контрастных генераторов и соответствующих гармоник - что достигалось использованием двух рядов по 12 дисков - позволяя исполнителю смешивать звуковые волны для каждой ноты с помощью специальных переключателей.

0
The celluloid disks of the Superpiano for creating tones and harmonics

Клавиатура была чувствительной к нажатию - с помощью резисторов регулировалась яркость лампочки (источника светового луча) и, следовательно, громкость звука. Общий строй мог регулироваться и зависел от скорости вращения дисков.

Изобретатель рассматривал Superpiano как доступный (около 300$) домашний клавишный инструмент, замену фортепиано, однако было предусмотрено и его использование в качестве своего рода сэмплера: "рисование" форм волны различных инструментов на целлулоидных дисках позволяло воспроизвести "весь диапазон инструментов оркестра", по крайней мере так утверждалось в рекламе.

Anni Spielmann (Emerich’s daughter) playing the Superpiano
Anni Spielmann (Emerich’s daughter) playing the Superpiano

Дебют инструмента состоялся в 1929 г., в концерте, организованном Osterreichische Kulturbund, на нем играл известный пианист Erich Wolfgang Korngold, аккомпанируя себе другой рукой на фортепиано. Было построено несколько инструментов, однако войну пережил только один, проданный в Vienna technical Museum в 1947 г.

3
The last Superpiano at the Vienna Technical Museum, Austria showing the celluloid disks and light bulbs

2

1
Spielmann’s Superpiano 1927 th e Museum of Technology, Vienna, Austria

Шпильман разработал также модификацию Superpiano - Symphonium. Если Superpiano использовал органоподобные звуки, то новый инструмент был основан на комбинациях оркестровых тембров: деревянных, медных духовых и струнных, всего 15 комбинаций тембров (в сравнении с двумя у Superpiano).

После аншлюса Австрии нацистской Германией, как этнический еврей, Шпильман в 1938 г. был лишен лицензии архитектора. Он с семьей бежал в Лондон и затем в Нью-Йорк. Возможно, Шпильман продолжал заниматься своим синтезатором, однако в США у него был конкурент в виде аналогичного инструмента - Welte LichttonOrgel. Кроме того, рынок домашний инструментов был занят Органом Хэммонда.