Перейти к основному содержанию

«Телармониум»

Как правило, первым электромузыкальным инструментом называют Telharmonium (или Dynamophone), построенный американским изобретателем Таддеусом Кэхиллом (Thaddeus Cahill) в 1896/1897 году. Принципиальное отличие Телармониума от предшественников («Электромеханическое фортепиано», «Музыкальный телеграф») состояло в том, что в устройстве Кэхилла каждый тон представлял собой набор большого количества гармоник, что позволяло получать богатые и выразительные тембры. В этом Кэхилл руководствовался идеями Гельмгольца, работа которого «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» (1863) вышла в английском переводе в 1885 г. Изобретатель задумал создать «идеальный инструмент», способный воспроизводить звуки любых акустических инструментов и лишенный при этом их недостатков.

Основа синтезатора Кэхилла - tone wheels или «звуковые валы» - по сути ротор генератора переменного тока, вращающийся в магнитном поле. Каждый такой ротор состоял из секций с различным количеством полюсов, генерирующих переменный ток соответствующей частоты:

8

Первая версия состояла из 12 основных валов, каждый из которых производил основной тон и шесть основных гармоник (2n, 4n, 8n, 16n, 32n и 64n), а также валов для генерации гармоник, кратных трем (3n, 6n, 12n, 24n, 48n, 96n) и пяти (5n, 10n, 20n, 40n, 80n):

10

Комбинируя гармоники в различных сочетаниях можно было получать разнообразные тембры. Таким образом, Телармониум стал первым синтезатором аддитивного типа. Он имел клавиатуру, чувствительную к силе/скорости нажатия и систему управления тембром, внешне похожую на аналогичную систему духового органа:

9

Кэхилл построил три версии Телармониума: версия Mark I весила 7 тонн, следующие, Mark II и Mark III - почти 200 тонн.

Инструмент изначально проектировался как устройство для «электрической генерации и передачи музыки», поскольку других способов музыкального вещания тогда не существовало (первая станция регулярного радиовещания открылась в апреле 1909 года в Сан-Хосе, Калифорния). Таким образом, основным способом использования Телармониума была трансляция выступления музыканта-исполнителя по телефонной сети абонентам-подписчикам (отсюда и название «Telharmonium»).

Однако, практиковались и «живые» концерты, на них также использовались телефонные динамики, звук которых усиливался акустическими громкоговорителями:

12

В 1906 году Mark II был установлен в специально построенном концертном зале - Telharmonic Hall - в Нью-Йорке, на углу 39-й улицы и Бродвея. Он оставался здесь в течение еще четырех лет, давая регулярные живые концерты и телефонные трансляции. Однако, несмотря на первоначальный успех, предприятие потерпело крах после финансовой паники 1907 года, и в 1910 году Telharmonic Hall был закрыт.

13
Telharmonic Hall (1906)

14
Два из роторов MkII Telharmonium, установленных в подвале Telharmonic Hall (1906)

15
Система управления тембром MkII Telharmonium

16
Концерт в Telharmonic Hall, музыка воспроизводится с помощью дуговых ламп (1907)

17
Публика в Cafe Martin, New York, во время трансляции Телармониума

18

19

20

Вскоре после этого Кэхилл построил третью версию Телармониума, в которой реализовал большое количество улучшений. Mark III был установлен также в Нью-Йорке, в подвале здания на 56-й стрит, его дебют состоялся в феврале 1912 года трансляцией в Chapter room Карнеги-холла. Однако, несмотря на все улучшения инструмента, исчез эффект новизны, и новая версия Телармониума не вызвала интереса у публики. В 1914 году изобретатель подал заявление о банкротстве, а Mark II и Mark III были проданы на металлолом.

Можно сказать, что Телармониум стал жертвой собственной монструозности - его изготовление и содержание были очень дороги (1897 по 1914 на проект был потрачен $1 миллион, что сегодня составило бы несколько десятков миллионов), а при использовании он потреблял огромное количество энергии. Значительно более миниатюрный инструмент — орган Хэммонда, построенный на тех же принципах в 1934 году, получил повсеместное распространение и широко используется до сих пор.

Кроме того, бурно развивалась конкуририрующая технология передачи звука — радиосвязь. Еще в декабре 1906 г. изобретатель  Реджинальд Фессенден осуществил первую радиопередачу звукового сигнала — корабли в море услышали трансляцию игры Фессендена на скрипке и чтение отрывка из Библии. А в 1920 в США началось постоянное радиовещение (в СССР в 1924 г.)

Robert A. Moog, 1977 г.: «Таддеус Кэхилл, разработчик Телармониума, был наделен способностью мыслить масштабно. Несмотря на то, что, строго говоря, Телармониум не был электронным инструментом (он появился примерно за 10 лет до изобретения электронной лампы), в нем воплощены многие основные принципы, используемые в электронной музыке: генерирование музыкальных тонов из переменного тока, управление тембром путем добавления гармоник (аддитивный синтез) и чувствительная клавиатура, позволяющая формировать амплитудные огибающие звука и управлять его громкостью. Этот первый полифонический музыкальный синтезатор прослужил всего нескольких лет, однако его основная идея была возрождена в 1930-е годы в виде инструмента, который имел несколько больший коммерческий успех - Hammond Organ.»

Марк Твен: «Я вспоминаю две приятные встречи той зимы: одна из них, небольшая вечеринка в доме Клеменса в канун Нового года, с шарадами, рассказами и музыкой. Именно музыка была особенностью этой вечеринки, она передавалась по проводам с помощью нового изобретения, известного как Telharmonium. Он, как считалось, должен был произвести революцию в области музыкальных развлечений в таких местах, как отели, и в определенной степени в частных домах. Музыка поступала по обычным телефонным проводам и воспроизводилась ​​с помощью громкоговорителей, подобных тем, которые использовались для фонографов, - в то время как сам исполнитель находился на центральной станции. Почему Telharmonium не стал так популярен, как ожидалось, я не знаю. Клеменс был полон энтузиазма по поводу этой идеи. Он произнес речь чуть ли не до полуночи, в которой рассказал, как он был в восторге от разнообразных изобретений, которые оказались более или менее удачными примерно в равных пропорциях. Он не останавливался на неудачных, но рассказал, как он первым применил в своей работе пишущую машинку; как был одним из первых пользователей авторучки; как он первым установил телефон в частном доме, и как теперь аудитория впервые присутствует при демонстрации музыки Телармониума. Когда он закончил, как раз наступила полночь, и через мгновение в громкоговорителях зазвучали куранты, а затем «Auld Lang Syne» и «America».»