Перейти к основному содержанию

Trautonium

Trautonium был разработан инженером-электриком Фридрихом Траутвайном (Freidrich Trautwein) в Германии в 1930 г. Траутвайн ставил целью освободить исполнителя от ограничений, накладываемых фиксированной интонацией акустического фортепиано. Для этого он заменил классическую клавиатуру на проволочный контроллер (fingerboard) , натянутый над размеченной хроматической шкалой. Нажимая на проволоку в определенном месте, исполнитель замыкал цепь, извлекая звук соответствующей высоты. Тот же принцип был использован в таких инструментах, как Hellertion (1929 г.) и «Волны Мартено».

Позиция пальца исполнителя на проволоке определяла её сопротивление, от которого зависела частота генератора. Такой подход позволял достичь максимальной выразительности и гибкости исполнения: сила нажатия на проволоку влияла на громкость звука, движением пальца вдоль проволоки достигался эффект глиссандо, а также любое вибрато. Громкость регулировалась ножной педалью, позволяя исполнителю управлять как общей динамикой, так и огибающей каждой ноты.

Trautonium

Первый Trautonium был довольно простым монофоническим электронно-ламповым синтезатором, генерирующим звук с помощью одного осциллятора Thyratron RK1. Однако, проходя через серию резонантных фильтров, простой пилообразный сигнал получал широкий спектр тембральных характеристик. Такой, уникальный для того времени, субтрактивный синтез позволял получить характерное звучание, очень необычное в сравнении с другими инструментами 20-30-х гг.

Trautonium

Коммерческую версию синтезатора — Volkstrautonium — вывела на рынок компания Telefunken в 1932 г. Однако, из-за непривычной системы управления, или, возможно, высокой цены (около 400 рейхсмарок, эквивалент двух в половиной месячных зарплат рабочего или пяти радиоприемников), было продано всего около 30 штук, и в 1938 г. проект закрылся.

Trautonium

Несмотря на отсутствие коммерческого интереса широкой публики, многие композиторы заинтересовались инструментом и писали для него: Пауль Хиндемит (который, переключив внимание со Сферофона Йорга Магера, научился играть на Траутониуме), Hoffer, Genzmer, Julius Weismann и, особенно, Oskar Sala. Oskar Sala стал виртуозом игры на Траутониуме, и в итоге, взял на себя его развитие, создав собственные модификации: ‘Mixtur-Trautonium’, ‘Concert-Trautonium’ и ‘Radio-Trautonium’.

1

После коммерческой неудачи, Траутвайн передал ему дальнейшее развитие Траутониума, которым Сала и занимался до своей смерти в 2002 г. Oskar Sala на KlangArt Festival - Stadthalle Osnabrück - 26.05.1991


Paul Hindemith, Концертино для Траутониума и струнных

Траутвайн создал еще несколько оригинальных синтезаторов: ‘Amplified Harpsichord’ (1936) и ‘Electronic Bells’ (1947).

«Mixturtrautonium»

В 1936 г. Оскар Сала (Oskar Sala) выпустил собственные версии Траутониума, которые назвал ‘Rundfunktrautonium’ и “Konzerttrautonium” , а после войны инструмент был переименован в ‘Mixturtrautonium’.

Mixturtrautonium
Mixtur-Trautonium, 1952. Модель 1955 г.

Сала сохранил основные принципы Траутониума: субтрактивный метод синтеза и "проволочный" контроллер, добавив некоторые удобные для исполнителя детали. Важно отметить, что электрическое сопротивление струны контроллера изменяется линейно, так что расстояние между нотами было одинаковым во всех октавах.

В предвоенный период Rundfunktrautonium широко использовался в фильмах и радиовещании, а после одобрения со стороны Хиндемита стал основным инструментом для "серьезных" электронных композиций. Портативная версия, ‘Konzerttrautonium’, была разработана специально для композитора Harald Genzmer и его ”Conzert fur Trautonium und Orchestrer”, который до начала войны был исполнен более 50 раз:

18 августа 1933 г. на "Международной радиовыставке" в Берлине выступил "Оркестр Будущего", состоявший из электронных инструментов того времени: Volkstrautonium (на котором играл Oskar Sala), Hellertion Бруно Гельбергера, Elektrochord Оскара Фирлинга, Neo-Bechstein Вальтера Нернста, Saraga-Generator (за сценой), Терменвокс, электрические скрипка и виолончель:

Оркестр Будущего

Приход к власти Гитлера поставил практически всех известных людей перед выбором: поддержать нацистов или покинуть страну. Траутвайн вступил в НСДАП, что позволило ему спокойно продолжать работу. Оскар Сала писал: "К счастью, Траутвайн знал одного генерала, который был на нашей стороне и устроил нам выступление перед Геббельсом. Я играл что-то из Паганини, и конечно, ему это понравилось. После этого нас оставили в покое." Результатом одобрения со стороны новой власти стало то, что на Рейхс Радио появилась 15-минутная передача “Musik Auf Dem Trautonium”, в которой на синтезаторе исполнялась немецкая классическая музыка в сопровождении фортепиано, инструмент использовался на различных мероприятиях, в т.ч. партийных. Траутониум, наряду с другими электронными инструментами использовался и на Олимпийских играх 1936 г. в Берлине. Однако, такое сотрудничество продолжалось недолго - атональная, экспериментальная и авангардная музыка, наряду с джазом, была объявлена "дегенеративной". Студия Траутвайна и Сала была лишена финансирования и закрыта, а Траутониум был мобилизован исключительно на исполнение одобренной Рейхом музыки. Во время войны Сала ездил по Германии, союзным и оккупированным странам с концертами, а в 1944 г. был отправлен на Восточный фронт.

Oskar Sala
Oskar Sala на сцене в сопровождении оркестра

После войны Сала основал студию киномузыки в Берлине, где, помимо прочих проектов, записал саундтрек к "Птицам" Хичкока (Oskar Sala, The Birds, TV Report 2014):

Хичкок

«Monochord»

В 1948 году  Студия электронной музыки Северо-западного Немецкого Радио в Кёльне привлекла Траутвайна к работе по усовершенствованию своего модуля синтеза, который состоял в то время из генератора синусоидального сигнала и системы фильтров. Построенный им Monochord представлял собой, в основном, модифицированный концертный Траутониум на основе электронно-лампового генератора, снабженный монофонической клавиатурой с изменяемым интервалом между нотами. Клавиатура была чувствительна к нажатию и позволяла, играя одной рукой, другой регулировать тембры и огибающие. Ножная педаль управляла общей громкостью.

Monochord

Moogtonium

В конце 1950-х австрийский композитор-авангардист Макс Бранд, бежавший в США от нацистов, создает частную студию электронной музыки в Нью-Йорке и при технической поддержке молодого изобретателя Роберта Муга начинает разработку собственного синтезатора, призванного стать основой студии. В числе ключевых технологий генерации и синтеза звука Бранд рассматривает принципы работы терменвокса и траутониума, ведя переписку с фирмой RCA, стремясь получить доступ к технической документации инструментов.

В 1961 году Бранд заказывает Мугу изготовление терменвокса, а затем — новую версию траутониума — раннего электронного музыкального инструмента, изобретенного в 1928 году Фридрихом Траутвайном и позже усовершенствованного Оскаром Салой. В 1965 году Муг соглашается построить инструмент в соответствии с техническим заданием Бранда, который передает Мугу оригинальную техническую документацию Оскара Салы, но Муг, опасаясь нарушения авторских прав, разрабатывает собственную технологию, реализующую функции траутониума. Завершение разработки и поставка инструмента планируется через несколько месяцев, но в результате растягивается почти на два года. В 1968 году в результате все нарастающего давления со стороны Бранда Муг поставляет, наконец, первую версию инструмента, известного сегодня как Moogtonium, представляющий собой один из самых ранних оригинальных модульных синтезаторов Муга, являясь единственным его инструментом, реализующим функции «микстур-траутониума». Однако ранние модули Муга еще недоработаны, генераторы нестабильны, Бранд настаивает на продолжении разработки и усовершенстрвовании инструмента, неоднократно отсылая синтезатор назад Мугу, что в котором счете приводит к разрыву отношений и даже судебной тяжбе. Отношения удается нормализовать только в 1975 году вследствие необходимости восстановления инструмента, поврежденного после переезда Макса Бранда в Австрию.

Студия Макса Бранда
Студия Макса Бранда

Trautoniks

В настоящее время изготовлением Траутониумов на заказ занимается Jürgen Hiller (под брендом trautoniks).

1