Перейти к основному содержанию

Основные композиционные элементы куплетной формы

1

Вступление (intro)

Обычно композиция имеет более или менее развернутое инструментальное вступление, построенное на мелодии (или гармонии) припева или куплета. Вступление также может быть построено на «стандартном» музыкальном материале, например, это может быть нисходящая последовательность арпеджированных аккордов для медленной и грустной песни или медные фанфары для стадионного «гимна». Цель вступления – привлечь внимание слушателя и настроить его эмоционально на восприятие основной части композиции.

Куплет (verse)

Функция куплета – изложение сюжета песни. Как правило, композиция содержит несколько куплетов с разным текстом, музыка же при этом повторяется, иногда с изменениями – в аранжировке, мелодии, гармонии или характере исполнения. Таким образом, именно здесь происходит развитие – как сюжетное (в тексте), так и музыкальное, следующее за развитием сюжета.

Припев (chorus)

Как правило, это наиболее яркая и запоминающаяся часть композиции – и музыкально, и с точки зрения текста. Кроме того, в тексте припева обычно выражена основная идея всей песни, поэтому, собственно, припев и повторяется несколько раз без изменений или с небольшими вариациями. (Исключением являются песни, часто в стиле кантри, содержащие в последнем куплете внезапный сюжетный поворот и соответствующее изменение музыкального материала.) Итак, это «крючок», который запоминает слушатель и который служит узнаваемым идентификатором композиции.

Переход к припеву (pre-chorus, иногда bridge или tag)

Иногда выделяют предшествующий припеву небольшой раздел, содержащий новый текстовый или мелодический материал. Он повторяется каждый раз без изменений (или с небольшими изменениями) и выполняет функцию перехода от куплета к припеву. Основанием для выделения такого элемента в отдельный раздел является то, что он, например, может быть опущен в одном из куплетов и может видоизменяться независимо от остальных элементов формы.

Интермедия (bridge или middle eight)

Раздел Bridge (мост), иногда называемый middle eight (имеются в виду 8 тактов, которые он часто занимает) в большинстве случаев располагается после второго припева, в районе точки «золотого сечения». Этот раздел может содержать текст или быть полностью инструментальным, в любом случае его функция - небольшая порция нового материала для слушателя, возможно, уставшего от повторения одного и того же. Если это вокальный раздел, здесь часто используется тональный сдвиг и новый, иногда даже контрастный мелодический материал. В рок-музыке этот раздел обычно состоит из более или менее развернутого инструментального соло.

Заключение (coda, outro)

Довольно часто заключение отсутствует вовсе, вместо этого повторяющийся припев теряет громкость, плавно сходя на нет. Однако, инструментальное заключение может выполнять и сюжетную функцию, эмоционально подчеркивая основную мысль или сюжетный ход композиции. Развернутое заключение, построенное на материале куплета или припева также встречается очень часто.