Перейти к основному содержанию

«Виброэкспонатор» Бориса Янковского

Борис Янковский

В 1932 г., разочаровавшись в технике «Орнаментального звука», Борис Янковский (1905-1973), покидает группу Авраамова «Мультзвук» и создает собственную лабораторию. Янковский верил в возможность создания универсальной библиотеки звуковых элементов, аналогичной таблице Менделеева. Его графические кривые - «спектростандарты» являлись семиотическими единицами, комбинируя которые можно получить новые звуковые гибриды.

В своей неопубликованной работе «Акустический синтез музыкальных красок» (Ленинград 1939 г.) Янковский напишет: «С конца 1932 года темой моих работ является запись на пленку синтонов – звуков синтетических инструментов, заполняющих пробелы между группами симфонического оркестра, а также воспроизводящих (как частный случай синтеза) и все существующие инструменты, но с расширением их диапазонов, при соблюдении устойчивости формант. <…> Окраска звука зависит от формы звуковой волны, график которой может быть разложен математически в ряд Фурье, т.е. на отдельные составляющие – синусоиды, а стало быть, и обратно – может быть гармонически сложен из синусоид же. Заниматься этим никому не приходило в голову просто потому, что до появления графического (или рисованного) звука отсутствовала самая техника и методология воспроизведения звука с подобного рода акустических графиков. <…> Отсюда вывод: почему бы не положить начало новой отрасли знания – синтетической акустике, если только удастся хотя бы эскизно составить таблицу звуковых элементов, подобную периодической таблице химических элементов Менделеева? Система оркестровых красок имеет пробелы в своих рядах, которые могут быть заполнены синтезом, подобно тому, как пробелы в рядах менделеевской таблицы заполнялись позднейшими открытиями в химии».

Для практической реализации своих работ Янковский и разработал свой «Виброэкспонатор». Он представлял собой сложный и громоздкий прибор для оптической записи синтезированных звуков на саундтрек обычной 35-миллиметровой кинопленки.

В 1933 г. Янковскому предлагают открыть Лабораторию Синтетической Звукозаписи на киностудии Мосфильм, где в 1934-35 гг. с помощью системы Шорина «Кинап» он записывает большое количество звуков инструментов симфонического оркестра Большого Театра, анализирует их, и к 1936 году создает коллекцию из 110 спектральных шаблонов «синтонов».

В 1935 г. Янковский присоединяется к Автономной Исследовательской Секции АНТЕС Союза композиторов, организованной Красиным, Авраамовым и Оголовцем. В 1936 г. выходит статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда», инициировавшая начало открытой войны государства с любыми проявлениями творческой свободы. После смерти Красина в 1936 г. АНТЕС закрывают, а финансирование лаборатории Янковского прекращается . Ее передают в ведение института НИМИ Московской консерватории, и к концу 1937 г. Янковскому, наконец, удается озвучить свои «синтоны».

В 1939 г. Янковский встречает Евгения Мурзина — молодого конструктора, захваченного идеей нового синтезатора. Год спустя концепция будущего синтезатора АНС обретает конкретные черты. В том же году Янковский объединяется с Евгением Шолпо. Возникает новая «Лаборатория Графического Звука» при институте Театра и Кино. Янковский переезжает в Ленинград. Он рассчитывает закончить «Виброэкспонатор» в 1940 г., но война нарушает все планы. Вернувшись в Москву из эвакуации в 1949 г., к теме графического звука он больше не возвращается.

***

Из книги С.Богуславского «Мультипликационный фильм» Кинофотоиздат, Москва, 1936 г.:

<...> В своей работе Б. А. Янковский применяет построенный им "вибро-экспонатор" (плоский ящик с дном из матового стекла), который может быть приставлен к любому мультипликационному станку. Назначение вибро-экспонатора - мультипликационная съемка звука на дорожку кинопленки способом экспонирования вращаемых пластинок с интенсивным узором параллельных полос.
Полосы эти получаются. двояким способом. По первому (натурному) способу берется нужный тембр (кадрик) натуральной интенсивной фонограммы, а по второму (синтетическому) создается (от руки) чертеж одного периода колебания любого тембра, где зачерчивается период синусоидального колебания и несколько меньше рисунки его синусоидальных же обертонов. В итоге получается “син-темброграмма”.
Б. А. Янковский заготовляет только звук соль (на рисунке — соль малой октавы). Далее делается фотоудвоение числа периодов первоначального чертежа. На пленке получим графики такого вида (рис.)

1

или последующее удвоение предыдущего. Б.А.Янковский получил на пленке частоту в 19000 кол. в сек.

Следующий этап—скользящая фотокопировка полученных пластинок темброграмм. Фотопластинка (на рис. 1—2) вставляется в копировальную кассету, снабженную крышкой, вдвойне более длинной, чем кассета с поперечным просветом (3). Крышка получает равномерное движение от любого источника силы, а сноп параллельных лучей (4) просвечивает целлулоидную пленку с изображением фонограммы, вставленную в просвет (3). Таким образом трансверсальная фонограмма или же натурная интенсивная дает широкую интенсивно-полосую пластинку, размывая вертикальные размеры (амплитуда гармоник) равномерно во всю длину кассеты, сохраняя при этом горизонтальные пропорции (частоту гармоник тембра) по длине просвета.

2

Полученная скользящей копировкой темброграмма вставляется в просвет вибро-экспонатора (фиг.1). Поворачивая вокруг оси фототемброграмму (часть ее видна в просвете и ниже на фиг. II), мы получаем с нее звуки различной высоты, но неизменно однородного тембра (копировка каждого поворота темброграммы делается также скользящей фотокопировкой).

Многократной копировкой, поворачивая фототемброграмму на определенные вычисленные доли, мы можем получить любые части октавы (Б.А..Янковский отстаивает 72-х ступенную темперацию), при этом данный тембр сохраняется на всем диапазоне высот.
Глиссандо и певучее вибрато, многоголосие достигаются теми же способами (поворот виброкассеты с темброграммой на 60° или съемка приближением к объективу, сокращением объективно-экспонаторного расстояния вдвое).
Динамика звучания (оттенки силы) получается при помощи сближения амплитудных створок просвета: чем шире щель, тем громче получается звук. Съемка по кадрикам до размера двенадцатых долей кадрика (путем заслонок) дает изменения в темпе (возможны и постепенные ускорения и замедления). Съемка по долям меньше одного кадрика в сочетании с изменениями частот дает неуловимо-плавное вибрато (по типу скрипичного).
Из сказанного очевидно, что система Б.А.Янковского открывает новые и богатые перспективы в области звука в кино.

3

На рисунке представлены вверху три фотосинтемброграммы и внизу два чертежа сложных тембров (звуки человеческой речи из 16 обертонов), с которых путем скользящей фотокопировки получаются фотосинтемброграммы