Перейти к основному содержанию

НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. «Смена», №13, 1949 год

Небольшой, около метра в высоту и ширину, чёрный полированный инструмент, внешне похожий на маленькое пианино или фисгармонию. Но если открыть ему крышку,  то вместо струн, молоточков или ладов, внутри органа алюминиевая панель с электронными лампами, конденсаторами, цепями сопротивления и другими сложными деталями, напоминающими большой радиоприёмник...

Советские электромузыкальные инструменты являются совершенно оригинальными инструментами с богатейшими художественными возможностями, недоступными ни одному из оркестровых инструментов в отдельности. Благодаря широкому диапазону, высоте, силе н богатству тембров они расширяют творческие возможности композиторов и музыкантов-исполнителей.

До изобретения электрических инструментов в музыке употреблялись инструменты, в которых источником звука являлись колебания струн, воздушного столба или других тел. В большинстве электрических музыкальных инструментов источником звука является электрический ток, дающий самые оригинальные звучания. Но если в современном большом симфоническом оркестре в составе из 100 музыкантов известно около 30 основных тембров, то один электромузыкальный инструмент даёт их около 55. Сила звучания десяти таких инструментов соответствует звучанию оркестра из 150 человек, и при желании может быть увеличена ещё больше...

Как известно, тембр, то есть окраска звука, зависит от материала, из которого сделан музыкальный инструмент, от устройства голосового аппарата певца, от мастерства артиста. Только крупные мастера музыки умеют разнообразить естественные тембры инструмента или пения, но и то разница их обычно исчисляется единицами, причём требует от артиста продолжительной тренировки. На электрических инструментах смена тембра скрипки на фагот, виолончели на волторну, тромбона на гавайскую гитару и других комбинаций производится поворотом ключа или небольшим изменением положения руки играющего.

Можно смело сказать, что обучение игре на электрических инструментах легче, чем на струнных или духовых. Уже имеются высококвалифицированные исполнители – солисты – на различных электроинструментах, выступающие с концертами по Советскому Союзу. В Московской филармонии работает квартет, а в Ленинграде даже целый оркестр электрических музыкальных инструментов, исполняющий классические и современные музыкальные произведения. Советские композиторы С. Василенко, Л. Книппер, Н. Крюков и другие пишут специальные произведения для электроинструментов и вводят их в состав симфонических и эстрадных оркестров.

В настоящее время в Советском Союзе разработаны два основных вида электроинструментов. В одном из них – эмиритонах, электроорганах, терменвоксах, «В-7» – звук получается чисто электрическим способом. В другом, так называемом «адаптеризованном» способе, звук струнного или духового инструмента воспринимается и преобразуется специальным аппаратом, придающим ему другие музыкальные качества. По этому принципу создана электрическая гитара, так называемая «электара», электродомра, электросвирель и другие.

Советские электроинструменты вызывают большой интерес за границей.

Советская электропромышленность приступила к массовому выпуску электрических музыкальных инструментов.