Перейти к основному содержанию

Георгий Данилов. Электропиано. Часть 2 — электронные пиано

(Музыкальное Оборудование, сентябрь 2008 г.)

В 1915 году изобретатель и владелец огромного числа патентов Lee De Forest создал первый ламповый музыкальный инструмент — Audion Piano (Audion — название использовавшихся в нем триодов, которые De Forest изобрел еще в 1906). Несмотря на то, что инструмент мог создавать разные тембры, возможности его применения были весьма ограничены, поскольку он имел лишь один осциллятор (и, соответственно, один голос) на каждую октаву клавиатуры. De Forest собирался пойти дальше и сделать инструмент с полной полифонией, но потом, видимо, загруженность другими проектами помешала ему воплотить этот замысел.

В 20-х годах интерес к электронным инструментам стал расти, начали появляться действующие полифонические инструменты. Так, в 1926 в нью-йоркской Radio News Laboratories был создан клавишный инструмент Pianorad (от слов "Piano" и "Radio"), каждая из 25 клавиш которого была подсоединена к собственному осциллятору, генерирующему синусоидальную волну; сигнал каждого осциллятора воспроизводился через отдельный динамик. Предполагалась постройка и большого, 88-клавишного инструмента, но этот проект остался на бумаге.

Впоследствии на лампах было создано множество самых разных инструментов, однако серьезных попыток создать полностью электронное пиано не предпринималось, да в этом и не было особой необходимости. В электрооргане, например, могли стоять сотни ламп, и при этом он все равно оставался недорогим и компактным по сравнению с настоящим духовым органом. С фортепиано это не срабатывало, особенно если учесть, что существовали вполне приличные электромеханические модели. Лишь с появлением транзисторов стало возможно массовое производство недорогих электронных клавишных инструментов, в том числе и электронных пиано.

Аналоговые электропиано

RMI

Компания Rocky Mount Instruments Inc., или сокращенно RMI, была основана в 1966 году как подразделение крупного американского производителя органов Allen Organ Company, чтобы обеспечить присутствие на бурно развивающемся рынке портативных электронных клавишных инструментов. В 1967 компания представила Explorer, свой первый инструмент, созданный на основе тон-генератора, разработанного в Allen. Внешне Explorer выглядел весьма непритязательно — угловатый фанерный корпус, окрашенный в голубой цвет, на четырех металлических ножках. Однако, несмотря на неказистый внешний вид, он имел довольно сложное устройство и стоил недешево — 845$. Высокая стоимость, прежде всего, была обусловлена необычной архитектурой — Explorer имел отдельный осциллятор для каждой из 49 клавиш, а не распространенную тогда схему "divide-down". Также интересно, что Explorer был на половину электромеханическим: в нем использовалась патентованная система "Flying Hammers", где клавиши вызывали вибрацию язычков, которая снималась звукоснимателями и использовалась в качестве огибающих. Таким образом, инструмент был чувствителен к динамике и, как указывал производитель, это "позволяло создавать прекрасную имитацию мандолины и банджо". Об имитации фортепиано речь пока не шла, поскольку инструмент позиционировался как электроорган.

В том же 1967 году RMI представила свои первые электронные пиано, Rock-Si-Chord 100 и 100A, по цене, соответственно, 695$ и 795$. Собственно, по задумке производителя это должны были быть электронные клавесины, отсюда и название, созвучное со словом "harpsichord". Впрочем, их с таким же успехом можно было рассматривать и как электропиано, учитывая качество звука ранних аналоговых инструментов, — главным здесь была "перкуссионная" природа звука с характерной огибающей без стадии сустейна. Как и комбоорганы, Rock-Si-Chord создавали тембры смешиванием отдельных звуков (имевших мало общего с заявленными в названиях акустическими прототипами), которые получались из основного сигнала различной фильтрацией. Rock-Si-Chord 100 имел два звука (String и Lute), а модель 100A — пять (Harpsi, Cembalo, Lute, Guitar A и Guitar B).

В 1968 их заменили моделями 200 (995$) и 200A (1195$), которые имели по два осциллятора на голос (второй осциллятор настроен на октаву выше первого), больший выбор звуков, режим Accenter (укорачивающий время спада) и корпус большего размера, чтобы разместить дополнительную электронику. Также была выпущена ограниченная серия 200B по цене 1245$, инструменты которой имели две педали экспрессии для независимого управления уровнем каждого из двух тон-генераторов, что давало широкие возможности создания новых тембров.

Rock-Si-Chord 100 и 200 производились недолго и вскоре были заменены серией 300 Electra-piano and Harpsichord, которая принесла компании большой успех и известность. Инструменты 300-й серии имели архитектуру с одним осциллятором на каждую клавишу, как у Rock-Si-Chord 100. Внутри корпуса находились триммеры настройки для каждого (!) из 61 или 68 (в зависимости от модели) осцилляторов. Теоретически это позволяло получать любой альтернативный строй, что было невозможно при архитектуре "divide-down". Все инструменты этой серии имели пять звуков (Piano, Piano PP, Harpsi, Harpsi PP и Lute), педаль экспрессии и педаль сустейна. Также имелись режим Accenter (в данном случае для добавления к звуку резкой атаки, аналогично функции перкуссии у электроорганов) и органный режим, который отличался более продолжительным спадом, создающим эффект стадии сустейна. Органный режим пришелся по вкусу многим клавишникам, поскольку RMI мог работать с педалью сустейна, которой не было ни у электромеханических Хаммондов, ни у транзисторных комбоорганов того времени. Во время исполнения взятый аккорд подвешивался педалью, и на его фоне, например, игралось соло, что было тогда очень модно.

Производство 300-й серии продолжалось 12 лет, что было огромным сроком, поскольку электронные инструменты в то время развивались стремительно. Одна за другой были выпущены пять моделей. Первой стала модель 300A (895$) с клавиатурой в 61 клавишу и традиционным для RMI фанерным корпусом, обтянутым голубым и черным винилом. В 1969 она была заменена моделью 300B (925$), которая внешне отличалась лишь корпусом черного цвета, имела небольшие изменения в тон-генераторе, а также увеличенное время спада в органном режиме и возможность установки опции Warbler, производившей эффект вибрато. С 1972 выпускалась модель 368 (1095$), аналогичная 300B, но с дополнительными клавишами в нижней части клавиатуры (всего их стало 68, отсюда и новое название) и регуляторами Bass Boost и Volume (как ни странно, предыдущие модели регулятора громкости не имели). В 1974 ее сменила модель 368X (1195$) со штампованным пластиковым корпусом черного или коричневого цвета. Производство этой модели продолжалось до 1980, и она была самой массовой. Также существовала очень редкая модель с динамической клавиатурой (то ли 68D, то ли 368D), которая производилась только на заказ.

RMI 300-й серии пользовались необыкновенной популярностью: на них играли такие знаменитости, как Stevie Wonder, Elton John, Chick Corea, Leon Russell, Ray Manzarek. Также его использовали Ron Mael (Sparks), Edgar Winter Band, Steve Hackett, Man, Blood Sweat & Tears, Sly & The Family Stone, LaBelle. Особым успехом этот инструмент пользовался у клавишников английских групп прог-рокового направления, таких как Rick Wakeman, Tony Banks, John Lord и многих других музыкантов из ныне почти забытых групп вроде Gentle Giant и Gryphon.

Кроме "профессиональных" электропиано компания RMI производила модели 400A (1495$) и 468 (1595$), созданные, соответственно, на основе инструментов 300B и 368 и предназначавшиеся для домашнего использования. Они имели высококачественную отделку под дерево и отличались от базовых моделей наличием пружинного ревербератора и довольно мощной по тем временам акустической системы (50 Вт) с низкочастотным, высокочастотным и двумя среднечастотными динамиками.

Параллельно с серией 300 выпускались еще и инструменты серии 600 Electra-piano and Rock-si-chord, которые совмещали звуки обеих серий, 200-й и 300-й, и имели двойной тон-генератор. У каждого тон-генератора был свой набор звуков, регулятор громкости, педаль экспрессии и выход. Органный режим также включался независимо для каждого тон-генератора. Первой появилась модель 600A (1795$) с клавиатурой в 61 клавишу, потом с 1971 производилась модификация 600B (1895$) с изменениями в тон-генераторе как у 300B и отдельными педалями сустейна для каждого тон-генератора. Далее шли модели 668 (1972, 2045$) и 668X (1974, 2095$), выполненные, соответственно, на базе моделей 368 и 368X. Эти инструменты были на тот момент самыми мощными и дорогими электронными пиано не только у RMI, но и, скорее всего, вообще в мире.

В том же 1974 году, когда полным ходом шло производство электропиано 368X и 668X, RMI представил совершенно новый по концепции инструмент, названный Harmonic Synthesizer. Это был первый в мире гибридный одноголосный синтезатор, который имел два независимых канала цифрового аддитивного синтеза плюс аналоговые мультирежимные фильтры и VCA с огибающими для "динамического" контроля звука. Несмотря на такие впечатляющие возможности, популярностью Harmonic Synthesizer не пользовался, и в 1976 его производство было свернуто. Понять причину этого было нетрудно: даже если наличие 80 регуляторов управления сложнейшим синтезом не отпугнуло бы потенциальных покупателей, то это сделала бы цена, составлявшая 2995$.

RMI эта неудача не смутила, и в том же 1974 году компания представила полифонический Keyboard Computer 1 или просто KC-1, на десятилетие опередивший свое время. RMI KC-1 не был первым цифровым синтезатором — опыты с цифровым синтезом проводились еще в 50-х на ламповых компьютерах. KC-1 был первым портативным коммерчески доступным клавишным инструментом с цифровым синтезом. Он имел клавиатуру в 61 клавишу, невероятную по тем временам полифонию в 12 голосов, возможность разделения клавиатуры и наложения звуков, три канала синтеза, каждый с собственным выходом и педалью экспрессии.

Первые два канала создавали тембры включением различных звуков/регистров, как у комбоорганов и аналоговых электропиано RMI. Всего их было 29, причем имелся разъем для перфокарт (!), с которых можно было добавить еще четыре звука. Третий канал генерировал белый шум. При этом KC-1 не имел традиционных органов управления синтезом и вроде бы не мог считаться настоящим синтезатором, зато он имел набор готовых пресетов весьма высокого качества: Piano, Bell, Clav, Guitar, Harpsichord, Strings, Horn, Flute — то есть примерно такой набор, какой имеют современные сценические электропиано. Это был странный инструмент, который даже в RMI не могли толком классифицировать. Несмотря на название "Computer", KC-1 выглядел не как последнее слово техники, а как древний комбоорган начала 60-х, поскольку его сверхсовременная электроника была упакована в обтянутый винилом фанерный корпус от Electra-piano 300B (позже, правда, его заменили более современным пластиковым корпусом от 368X), а вся передняя панель была усеяна разноцветными тумблерами регистров и пресетов. Убедить кого-то заплатить 4495$ за этот инструмент, наверно, было очень непросто, и KC-1 продержался в производстве всего год. В 1975 его заменил KC-2 (4750$), в котором был ликвидирован третий канал, перепрограммированы пресетные звуки и изменен дизайн, в частности, комбоорганные тумблеры заменены обычными кнопками. Его производство продолжалось до 1982 года, но, как и KC-1, большим спросом он не пользовался. В том, что RMI не удалось добиться успеха и привлечь внимание к своему инструменту, был ряд объективных причин — в те времена слово "цифровой" не оказывало еще того магического действия, которое оно приобрело в 80-х. Ну и, конечно, главной ошибкой RMI было то, что они не попытались добавить хотя бы базовые возможности редактирования и управления в реальном времени, что позволило бы позиционировать KC как полифонический синтезатор.

В 1979 году в RMI приступили к выпуску электропиано Digital Keyboard 20 (или просто DK-20), опередив на несколько лет компанию Yamaha с ее цифровыми электропиано GS. DK-20 стал последним инструментом, разработанным RMI. Он продолжал линию KC, но стоил значительно меньше — всего 2295$. По-прежнему использовался корпус от Electra-piano, была возможность настройки фильтров и огибающих, инструмент имел традиционную для RMI клавиатуру в 68 клавиш, педали сустейна и состенуто, педаль экспрессии. Предполагалось, что DK-20 займет нишу аналоговых моделей (в производстве тогда находились 368X и 668X), выпуск которых был свернут вскоре после его появления. Производство DK-20 было прекращено в 1982 году, после чего отделение RMI влилось в Allen и работало над органами этой фирмы.

Сейчас имя RMI практически забыто, хотя одних только Rock-si-chord и Electra-piano (не говоря уже о Keyboard Computer) было бы достаточно, чтобы оно заняло место в истории, ведь влияние, которое эта компания оказала на развитие электронных клавишных инструментов в 60-х и 70-х годах, было огромным. Будучи одними из первых, электронные пиано RMI оказались среди тех немногих подобных инструментов, которые действительно преуспели на этом поприще. Их звук имел неповторимый характер, а качество изготовления было очень высоким, о чем свидетельствовали цены. По сравнению с другими ранними клавишными электроинструментами, RMI стоили очень дорого: от 1000$ до 2000$, в зависимости от модели (для сравнения, простой комбоорган стоил тогда примерно 400$, а один из самых популярных клавишных инструментов 60-х — Vox Continental — 800$). К сожалению, сегодня не просто найти не то что сами RMI, но даже их фото. Эти инструменты давно уже стали чисто коллекционными и редко используются по своему прямому назначению.

Европейские производители

В Европе в 60-х и 70-х годах центром производства электронных клавишных инструментов была Италия. Здесь производились многочисленные электроорганы, комбоорганы, а в начале 70-х стали появляться и электропиано. Так, в 1970 году Farfisa выпустила модель Professional Piano, созданную на базе комбооргана Professional 222, самого мощного у компании на тот момент. Инструмент Professional Piano имел 60 клавиш и функцию разделения клавиатуры на две части, у которых независимо выбирались пресеты (Piano, Honkie Tonkie, Harp, Clavichord, Banjo, Special Effect; можно включать все одновременно) и регулировалась громкость, а с помощью переключателей Decay для каждой части можно было выбрать форму огибающей, в том числе и органную (то есть имевшую стадию сустейна).

Vox, вечный конкурент Farfisa, предлагал инструмент с незамысловатым названием Piano, который имел эффект вибрато, архитектуру "divide-down" и три одновременных звука: Piano, Harpsichord и Bass (последний работал в двух нижних октавах). Уровни этих звуков регулировались горизонтальными слайдерами. Надо отметить, что сам Vox клавишных инструментов не производил, а лишь распространял по своим каналам продукцию итальянских компаний, и Vox Piano на самом деле был итальянским Jen Pianotone.

Еще одно электропиано выпускала фирма Cordovox, имевшая тесные связи и с Vox, и с Farfisa, и прославившаяся тем, что один из ее комбоорганов серии CDX (они еще известны под неофициальным названием "White Elephants" из-за своих белых пластиковых корпусов) имел встроенный синтезатор Moog. Электропиано P425 также выпускалось в рамках серии CDX, оно могло производить одновременно три звука (Piano, Harpsichord, Honky-Tonk), громкость которых устанавливалась с помощью органных движков, что на электропиано смотрелось немного странно. Два других движка служили для управления тембром и общей громкостью инструмента. О качестве CDX-P425 можно было судить по его цене, которая составляла всего 595$ и была гораздо меньше стоимости комбоорганов Cordovox.

В принципе, ничего особенного эти инструменты не представляли и заслуживают упоминания лишь потому, что были первыми серийными электронными пиано из Европы. Наибольший вклад в производство аналоговых электропиано из итальянских компаний внес Crumar, если не качеством своих изделий, то уж их количеством точно. В период с 1972 по 1981 годы эта компания выпустила добрый десяток моделей, из которых можно отметить компактный Roadracer, имевший динамическую клавиатуру, электропиано серии DP, у которых звук можно было изменять с помощью динамических фильтров, а также инструменты серий Multiman и Orchestrator, совмещающие в себе электропиано и стрингс-синтезатор. В дальнейшем в Европе развитие пошло именно по этому пути, и аналоговые электропиано были вытеснены стрингс-синтезаторами с фортепианными пресетами (Elka Rhapsody 610, Hohner String Performer, Siel Orchestra и др.).

Roland

В 1973 году Roland выпустил синтезатор SH-1000 и электропиано EP-10, которые были, соответственно, первым японским синтезатором и первым японским полностью электронным пиано (электромеханические пиано в Японии выпускались с начала 60-х). EP-10 был очень простым инструментом, он имел лишь регулятор громкости и четыре пресета: два пиано и два клавесина.

В 1974 за ними последовала модель EP-30, дополненная тремоло и регулятором тона и, что самое главное, впервые в мире оснащенная динамической клавиатурой.

В 1977 году Roland выпустил MP-700, который был одним из первых электронных инструментов с клавиатурой фортепианного типа. Инструмент явно создавался с прицелом на конкуренцию с Rhodes Suitcase — MP-700 имел "чемоданный" дизайн, клавиатуру в 75 клавиш и мог быть дополнен 120-ваттной акустической системой MPA100 с четырьмя динамиками диаметром 10". Однако надежды Roland не оправдались — MP-700 имел довольно высокую цену (около 2500$ в комплекте с MPA100), вес с акустической системой превышал 100 кг, так что, кроме встроенной басовой секции, наличия клавесинного пресета и сомнительной функции сдвига высоты тона с помощью педали, MP-700 ничего не мог противопоставить популярным американским электромеханическим пиано.

В 1978 Roland выпустил более скромный инструмент MP-600 (около 900$) с динамической клавиатурой в 64 клавиши, тремя пресетами (тот же набор из двух пиано и клавесина, что и у MP-700; уровень пресетов устанавливался отдельными регуляторами), регулятором спада огибающей и шестиполосным эквалайзером. MP-600, как и предыдущие электропиано Roland, имел полную полифонию. В принципе, он не представлял собой ничего особо выдающегося, но и не уступал другим аналогичным инструментам того времени. Это был типичный концертный инструмент с очень прочной конструкцией и большой верхней панелью, на которую удобно устанавливался второй инструмент.

Как ни странно, но Roland ничего не извлек из всех своих новаторских достижений вроде внедрения динамической клавиатуры и не смог завоевать рынок сценических электропиано. В 1980 Roland выпустил еще одну недорогую модель, EP-09, после чего переключился на рынок домашних инструментов. В период с 1981 по 1985 год Roland выпустил десяток моделей электропиано серии HP Piano Plus. Лучшими из них были модели 1983 года HP-300 (76 клавиш) и HP-400 (88 клавиш), а также появившиеся годом позже слегка усовершенствованные HP-350/450. Они имели динамические клавиатуры фортепианного типа, пресеты фортепиано, электропиано, клавинета, клавесина и вибрафона, эффекты хорус и тремоло, педаль сустейна и soft-педаль, два встроенных динамика с усилителями по 10 Вт и MIDI-интерфейс. Цены были невысокими — около 1200$ за 88-клавишную модель и 1000$ за 76-клавишную. Также в качестве опций к ним предлагались MIDI-рекордер PR-800 с сохранением данных на магнитофон и ритм-машина PB-300 для создания домашней любительской студии.

В 1984 Roland выпустил несколько моделей EP-11 Piano Plus, которые не имели ни динамической клавиатуры, ни эффектов, и как электропиано были довольно примитивными даже для своего времени. Выпускались они в рамках "домашней" серии, куда входили также синтезаторы HS-60, HS-10 и HS-80 (серия Synth Plus), которые были, соответственно, "домашними" версиями синтезаторов Juno 106, Alpha Juno 1 и Alpha Juno 2. EP-11 имели корпуса как у синтезаторов JX3P, а также немного напоминали HS60 и Juno 106 наличием большого числа кнопок и регуляторов, однако все эти органы управления предназначались не для редактирования звука, а для управления ритм-секцией и автоматическим аккомпанементом (EP-11 был одним из первых интерактивных инструментов). Собственных звуков у EP-11 было пять (три пиано и два клавесина), единственным органом управления был регулятор Sustain, устанавливающий время спада.

"Профессиональными" электропиано в первой половине 80-х Roland практически не занимался. В 1982 была выпущена модель EP-6060 Dual Voice Combo Piano — еще одна вариация на тему EP-09 и Korg LP-10 (встроенный динамик, три посредственных пресетных звука, пятиоктавная нединамическая клавиатура и т. п.), но на этот раз без эффектов (только шестиполосный графический эквалайзер), зато с двумя тон-генераторами, возможностью разделения клавиатуры и с дизайном под синтезаторы Roland Juno.

Гораздо более интересным был модуль Roland MKS-10 Planet P, выпущенный в 1984 году. Это — чуть ли не единственный звуковой модуль, содержащий аналоговый тон-генератор электропиано. В 1984 (всего через год после появления MIDI) Roland представил первые в мире специализированные MIDI-клавиатуры MKB-1000 и MKB-300, а также набор звуковых модулей MKS к ним. Таким образом, Roland предложил совершенно новую, "модульную" концепцию электронного клавишного инструмента: одна управляющая клавиатура плюс внешний набор модулей, который можно сколько угодно расширять.

MKS-10 имел полифонию 16 голосов, восемь звуков (Piano I/II, Clavi I/II, Harpsichord I/II, Electric Piano I/II), два модуляционных эффекта с регуляторами частоты и интенсивности: хорус (можно переключить на фленджер) и тремоло с синусоидальной или прямоугольной модулирующей волной. Внутри у MKS-10 находились 128 "зашитых" пэтчей, содержащих все возможные варианты сочетаний восьми пресетных звуков с эффектами и двумя вариантами затухания, однако эти пэтчи можно было выбирать только по MIDI сообщениями Program Change. Никаких средств редактирования, за исключением регулятора Brilliance, не было. MKS-10 имел характерную для аналоговых инструментов окраску звука, и, хотя его пэтчи нельзя назвать очень реалистичными, в ряде случаев их можно было использовать весьма эффективно.

Yamaha

Yamaha начала выпускать аналоговые электропиано сравнительно поздно, когда этот тип инструментов был уже довольно распространен, но зато созданные компанией инструменты были одними из самых совершенных. Электропиано серии CP отличались не только качественным звуком, но и по выразительности не уступали лучшим электромеханическим пиано, их можно было уверенно использовать там же, где Rhodes и Wurlitzer, что и делали многие известные исполнители (Elton John, Herbie Hancock, Supertramp, Eddie Rayner и др.).

Производство серии CP началось в 1976 с модели CP30. Она имела шестиоктавную динамическую клавиатуру фортепианного типа, полную полифонию (обеспечена схемой "divide-down"), а также очень большие для подобного инструмента габариты (1276 x 641 x 155 мм) и массу (54 кг). При этом CP30 имел такую большую верхнюю панель, что Yamaha предлагала использовать ее не только для установки второго клавишного инструмента, но и в качестве... письменного стола для работы с нотами! Другим оригинальным решением было использование в качестве ножек верхней крышки (CP30 имел "чемоданный" дизайн), разделяющейся на две части.

CP30 имел два независимых тон-генератора, которые были организованы в виде двух каналов, как у синтезатора CS-80. У каждого канала были собственные пресеты, регуляторы времени спада огибающих и отдельный выход. Все разъемы у CP30 располагались на боковой панели, что впоследствии стало типичным для электропиано Yamaha (кстати, для использования с CP30 Yamaha рекомендовала те же активные широкополосные акустические системы A4115H, что и для CP-70/80). Каналы имели отдельные регуляторы точной настройки, что позволяло получать эффект расстройки для более плотного звучания. Имелись регулятор баланса каналов, двухполосный эквалайзер, общий регулятор громкости и традиционный для инструментов Yamaha того времени эффект тремоло, который при использовании двух акустических систем создавал имитацию вращающегося динамика. У тремоло регулировались частота и интенсивность, активировался эффект отдельными кнопками включения для каждого канала. Тремоло также можно было включать с помощью педального переключателя, а второй использовать в качестве педали сустейна.

Оба канала CP30 имели по четыре пресета с одинаковыми названиями (Piano 1, Piano 2, Piano 3 и Harpsichord), однако по звучанию пресеты первого канала отличались от пресетов второго. Все пресеты можно было включать одновременно, и за счет разных их сочетаний получать новые тембры. Отличная клавиатура делала исполнение на CP30 выразительным, а двойной тон-генератор обеспечивал насыщенное звучание, прекрасно подходившее для популярной и джазовой музыки. Конечно, CP30 не мог претендовать на точную имитацию звука фортепиано, но этим не могли похвастать и лучшие электромеханические инструменты. В целом, это было отличное электропиано, которое к тому же имело сравнительно невысокую цену (около 1500$) и было прекрасно внешне оформлено.

Модель CP20, выпущенная в 1977 году, в основном повторяла CP30, но имела немного другой дизайн (форма корпуса очень напоминает стрингс-синтезатор SS30), клавиатуру в 61 клавишу и другой набор пресетов (два фортепиано и два клавесина). Кроме того, она отличалась отсутствием второго канала и, соответственно, имела только один выход (что делало ее практически полным аналогом электропиано Roland MP-600). При этом инструмент все равно имел внушительные габариты (1080 x 571 x 155 мм), весил лишь на 14 кг меньше, чем CP30, и стоил лишь на 500$ дешевле.

В 1979 году была выпущена совсем простая модель CP10 с нединамической клавиатурой в пять октав и монофоническим выходом. По сравнению с предыдущими моделями она была компактнее (925 x 332 x 116 мм), намного легче (всего 10 кг) и стоила около 500$.

Модель CP10 имела регуляторы громкости и точной настройки, эффект тремоло с кнопкой включения и регулятором частоты, пятиполосный графический эквалайзер и режим Sustain, который добавляет стадию затухания (до пяти секунд), то есть производит тот же эффект, что и от нажатия правой педали фортепиано, только включается кнопкой. Как и у CP20, было четыре пресета (Piano 1/2 и Harpsichord 1/2), которые можно включать одновременно. Педальный переключатель используется одновременно в качестве педали сустейна и для включения тремоло.

В 1981 году на смену CP30 пришла модель СP35. Главным ее отличием было использование вместо устаревшей архитектуры "divide-down" схемы на основе сканирования клавиатуры и распределения голосов, как в традиционных аналоговых полифонических синтезаторах. CP35 даже имела выход специального цифрового интерфейса для управления синтезатором CS70M. По дизайну CP35 полностью отличалась от CP30, но по размерам и весу была очень к нему близка, корпус также был выполнен в стиле "suitcase". Инструмент оснащался динамической клавиатурой в 73 клавиши, имел два независимых канала c регулятором баланса и полифонию 16 голосов. Каналы, как и у СP-30, имели собственные регуляторы настройки и регуляторы времени спада, причем при установке их на максимум CP35 производил звуки со стадией сустейна.

CP35 имел четыре готовых пэтча, а также мог создавать собственные звуки с помощью регуляторов передней панели. Для каждого канала можно изменять форму волны, выбирать режим фильтрации (два вида низкочастотной, высокочастотная, полосовая; в каждом из режимов частота среза фиксированная и не регулируется). Короче, CP35 имел неплохие синтезаторные возможности и вполне мог в отдельных случаях использоваться в качестве органа или полифонического синтезатора.

Также у инструмента был весьма приличный набор обработки: двухполосный эквалайзер, фленджер и стереофоническое тремоло с регуляторами частоты и интенсивности, благодаря которому на выходе CP35 получался стереозвук (хотя инструмент и имел два выхода, они не являлись индивидуальными выходами каналов, поскольку перед обработкой фленджером сигналы каналов смешивались). CP35 располагал большим набором разъемов: на боковой панели находился выход интерфейса Key Code, вход для подключения педали сустейна и педального переключателя, управляющего включением тремоло, симметричные (XLR) и несимметричные (джеки) выходы, выход для наушников.

На момент выпуска CP35 стоил около 2000$, это было одно из самых продвинутых и качественных аналоговых электропиано, наивысшая точка развития для этого типа инструментов. Как и CP30, оно вполне могло соперничать с Rhodes и Wurlitzer, а благодаря возможности редактирования звука CP35 мог найти гораздо более широкое применение. По сути, Yamaha создала новый тип клавишного инструмента, добавив контроль над звуком, который дает клавиатура фортепианного типа, к способности синтезаторов создавать новые тембры.

Одновременно с CP35 была выпущена и упрощенная модель CP25 c клавиатурой в 61 клавишу, по размерам и весу соответствующая CP20. У нее не было пресетов и симметричных выходов. Инструмент имел вдвое меньшую полифонию и мог работать в одном из двух режимов: двухканальном восьмиголосном или одноканальном 16-голосном. В целом, CP25 имел меньшие возможности, поскольку в двухканальном режиме нельзя было раздельно выбирать для каналов форму волны и режим фильтрации.

Korg

В 1976 году, когда Yamaha представила свой CP-30, Korg выпустил инструмент PE1000, который также распространялся под названиями Polyphonic Ensemble P и Univox K-4. У этого инструмента была очень необычная архитектура, и сам Korg не знал, как его лучше позиционировать. PE1000 имел и пресеты (String, Pipe Organ, Brass, Piano, Electric Piano, Harpsichord, Clavichord), и органы управления синтезом (активируются кнопкой Control), то есть мог использоваться как полноценный полифонический синтезатор. Некоторые стрингс-синтезаторы того времени также имели базовые возможности редактирования звука, однако PE1000 стрингс-синтезатором не был: во-первых, он не имел BBD-хоруса — самой главной детали стрингс-синтезатора, а во-вторых, в нем использовалась не схема "divide-down", а отдельные осцилляторы для каждой клавиши, и внутри имелись триммеры для настройки каждого из 60 голосов, что роднило его c инструментами RMI.

Осцилляторы PE1000 могли производить одну из пяти волн (три вида импульсной, пилообразную или PWM), регулятором Octave Coupler к основному сигналу можно было подмешивать звук на октаву выше. Из модуляционных возможностей было только вибрато с регуляторами интенсивности и частоты, а также имелся эффект Glide, который при нажатии на педальный переключатель сдвигал высоту тона вверх или вниз на величину, установленную соответствующим регулятором, что отчасти компенсировало отсутствие традиционного колеса высоты тона.

Еще был весьма необычный регулятор Pitch Expand — он позволял изменять настройку так, что высота тона в верхней части клавиатуры повышалась, а в нижней понижалась. Это, например, позволяло имитировать так называемую расширенную настройку фортепиано. Эта функция обеспечивалась необычной архитектурой PE1000, при схеме "divide-down" она была бы невозможна. Также имелся традиционный регулятор точной настройки и регулятор громкости.

В центре контрольной панели находились три регулятора генератора огибающей — Attack, Decay и Sustain — причем последний на самом деле устанавливал время стадии затухания, а уровень сустейна был постоянным. Огибающие в PE1000 были реализованы по очень необычной схеме: стадии Decay и Sustain проходились независимо каждой нотой (видимо, они создавались не EG, а конструкцией гейтов), а стадия атаки формировалась лишь двумя на весь инструмент генераторами огибающей (один работал в нижней части клавиатуры, другой — в верхней). Принцип — как у парафонических синтезаторов, но за счет двух отдельных EG можно было получить более правильную артикуляцию при игре двумя руками (при условии, конечно, что аккорды берутся в соответствующих зонах). Это была удачная идея, позволившая сэкономить на элементах синтеза — для пианных звуков плавная атака не нужна, а для стрингов, когда берут преимущественно аккорды, две огибающие выглядят вполне приемлемо как баланс между ценой и возможностями.

Инструмент имел характерную для ранних синтезаторов Korg (Minikorg 700, 800DV, 770 и др.) секцию Traveler, которая представляла собой обычный VCF c двумя фильтрами, ВЧ 12 дБ/окт и НЧ 12 дБ/окт, что давало полосовую фильтрацию. Здесь располагались два горизонтальных слайдера для изменения частоты среза, что делало регулировку очень наглядной. Korg применил интересное эргономическое решение — ручки слайдеров имели выступы, не позволяющие установить частоту среза НЧ-фильтра ниже частоты среза ВЧ-фильтра, что теоретически вырезало бы все частоты, также такая конструкция слайдеров была удобна для "качания" полосы частот, поскольку оба слайдера перемещались одной рукой. Фильтры имели отдельные регуляторы резонанса (Peak H и Peak L в терминологии Korg) и регулятор Expand, устанавливающий интенсивность воздействия EG на частоту среза. Кроме того, для управления срезом можно было использовать специальную педаль экспрессии, на которой находился переключатель, позволяющий выбрать управление педалью или регуляторами передней панели. Надо отметить, что в PE1000 секция Traveler являлась не столько элементом синтеза, сколько эффектом, поскольку фильтр был общим на все голоса. Как и у других ранних синтезаторов, у PE1000 при использовании пресетов часть органов управления не функционирует (выбор волны, настройки огибающей и т. д.), однако можно использовать Traveler и все эффекты, связанные с изменением высоты тона.

PE1000 был очень компактным инструментом, он имел габариты 942 x 372 x 212 мм и массу 18,5 кг — меньше, чем у любого полифонического синтезатора да и многих электронных пиано. Благодаря уникальной архитектуре Korg смог добиться в модели PE1000 прекрасного баланса цены и возможностей, однако большой популярностью этот инструмент не пользовался. Непонятно, почему Korg вместо того, чтобы позиционировать PE1000 как настоящий синтезатор (а именно в этом качестве он представлял наибольший интерес), определил для него какое-то промежуточное положение, дав ему имя Polyphonic Ensemble, явно образованное от "Polyphonic Synthesizer" и "String Ensemble". Конечно, PE1000 имел очень скромные синтезаторные возможности (из модуляции было лишь вибрато, и т. д.), но и его цена (около 1200$) была несоизмеримо ниже, чем у полифонических синтезаторов того времени, вроде Polymoog. К тому же совсем нетрудно было бы добавить PE1000 побольше модуляционных возможностей — это повысило бы его класс и почти не отразилось бы на цене.

К сожалению, линия, начатая PE1000, не была продолжена. И в 1979 году очередной свой пиано/стрингс, названный Lambda, Korg выпустил на базе более простого PE2000. Далее, в 1980 году Korg выпустил малопримечательное электропиано LP-10, имевшее три пресета (Piano, E.Piano, Clav), шестиполосный эквалайзер, хорус, регулятор Decay, переключатель режима огибающей (органная, брассовая, перкуссионная) и встроенный динамик с усилителем. Этот инструмент по возможностям и цене соответствовал Yamaha CP10 и Roland EP-09 и, находясь на нижней ступеньке клавишных инструментов, занимал ту нишу, которую сейчас занимают дешевые "самоиграйки" Casio и Yamaha.

В 1982 году Korg обратился к рынку домашних инструментов, начав производство электропиано Symphonic Piano 80 и 80S. Они были довольно компактными и легкими (около 16 кг), имели динамические клавиатуры в 76 клавиш с регулировкой интенсивности воздействия динамики на VCA, эффекты хорус и тремоло, два динамика с усилителями по 4 Вт и шесть пресетных звуков: Piano I, Piano II, Electric Piano, Vibraphone, Clavichord, Harpsichord. Модель 80S, кроме этого, имела еще и стрингс-секцию с двумя пресетами и кнопками включения медленной атаки и затухания, которые больше подходили для стрингс-звуков.

В 1983 появился Korg EPS-1 — последний и самый совершенный инструмент Korg из серии пиано/стрингс, представлявший собой более продвинутую "профессиональную" версию Symphonic Piano 80S. В целом, это было вполне обычное аналоговое электропиано: шесть типичных пресетов (пиано, электропиано, клавесины и др.), трехполосный эквалайзер, стереофоническое тремоло, хорус и т. п. Стрингс-секция была довольно скромной — никаких пресетов с разными вариантами звучания в ней не было, имелись лишь регуляторы атаки и затухания, отдельный двухполосный эквалайзер. Самым интересным здесь было то, что стрингс-секция контролировалась динамикой — для пианных звуков это было стандартом, но для стрингс-синтезатора применялось впервые (да и вообще для дешевого аналогового синтезатора — EPS-1 стоил около 1200$). К тому же динамика воздействовала не только на громкость, но и на время атаки, позволяя играть как быстрые пассажи, так и плавные подклады.

ARP/Rhodes

Несмотря на большие успехи в прошлом, широкую известность и популярность инструментов ARP среди профессиональных музыкантов, в конце 70-х эта компания переживала не лучшие времена (главной проблемой компании ARP было то, что она умела делать синтезаторы, но не умела делать деньги). Чтобы поправить положение, руководство решило сделать ставку на электропиано, рассчитывая на большие объемы продаж. К разработке подошли весьма серьезно, так что представленные в 1979 году инструменты были выполнены на самом высоком уровне. В то время крупные западные синтезаторные компании к дешевым инструментам вроде электропиано и стрингс-синтезаторов не проявляли большого интереса. Для ARP же, располагавшей большими производственными мощностями, как раз было выгодно массовое производство, недаром ARP был практически единственным в Америке производителем стрингс-синтезаторов.

Первой в производство была запущена модель 16-Voice Electronic Piano. Несмотря на название, оно имело полную полифонию, а "16-Voice" в данном случае означало число пресетов (различные вариации на тему фортепиано, электропиано, вибрафона и клавесина; есть даже некое подобие органа). Шестиоктавная клавиатура 16-Voice Piano была динамической (использовалась деревянная клавиатура с оптическими сенсорами, американской фортепианной компанией Kimball), двойной тон-генератор допускал расстройку для получения более плотного звука или эффекта honky-tonk, имелись стереофейзер (с регуляторами частоты и резонанса) и вибрато (с регуляторами частоты и интенсивности), прилагался педальный блок с двумя педалями (правая — сустейн, левая — на выбор soft или включение вибрато). В общем, характеристики 16-Voice Piano выглядели весьма впечатляюще даже на фоне таких шедевров, как Yamaha CP30. К тому же при почти одинаковых с CP30 размерах электропиано ARP весило всего 36 кг. Правда, картину несколько портил характерный для позднего ARP минималистский дизайн и то, что пресеты выбирались с помощью модных в то время мембранных переключателей, которые оказались ужасно ненадежными. Кроме того, инструмент очень сильно шумел, и в скором времени целые партии 16-Voice Piano стали возвращаться на завод. Руководство ARP попало в весьма затруднительное положение: они не могли остановить производство и поставки 16-Voice Piano на достаточный для устранения дефектов срок, так как в этом случае компания бы разорилась.

В ARP попытались исправить сложившуюся ситуацию выпуском модели 4-Voice Piano, которая позиционировалась как развитие 16-Voice Piano, но фактически была лишь ее упрощенной версией. Внешне оба инструмента выглядели абсолютно одинаково, однако в 4-Voice Piano число пресетов было сокращено до четырех (Acoustic piano, Vibes, Electric piano, Harpsichord), а вызвавшие столько проблем мембранные переключатели заменены на обычные кнопки. Также 4-Voice не имел фейзера и отличался некоторыми другими мелочами, вроде замены регулятора тембра двухполосным эквалайзером.

4/16-Voice Piano не оправдали возлагавшихся на них надежд. По звуку и возможностям 4-Voice практически полностью соответствовал Yamaha CP30, а 16Voice даже немного превосходил его. Но ненадежность ранних образцов (производство готовилось в большой спешке и конструкция просто не была должным образом проработана) создала им плохую репутацию, да и неброский дизайн тоже, видимо, сыграл свою роль, не позволив более активно конкурировать с теми же электропиано Yamaha. В конце концов, накопившаяся череда провальных проектов привела ARP к банкротству и компания была продана корпорации CBS, которая уже владела такими монстрами, как Fender и Rhodes.

В CBS решили сразу извлечь пользу из нового приобретения и запустили в производство 4-Voice Piano под маркой Rhodes (сам инструмент переименовали в Electronic Piano). Электроника осталось той же, дизайн изменили под традиционный для Rhodes "suitcase", а чтобы сделать инструмент более привлекательным, добавили массивные деревянные боковые панели. Результат получился неплохим, и этот дизайн впоследствии даже использовали для электромеханического пиано Mk IV.

Поклонники Rhodes приняли Electronic Piano довольно прохладно, потому что он не звучал как настоящий Rhodes, хотя CBS в рекламных материалах обещала именно это и позиционировала его как Rhodes нового поколения (хотя на самом деле, когда в ARP разрабатывали 4/16-Voice Piano, упор делался как раз на имитацию традиционного фортепиано). Тем не менее, этот маркетинговый ход позволил 4-Voice продержаться в производстве до 1983 года.

Другим электронным инструментом, доставшимся Rhodes по наследству от ARP, был синтезатор Chroma. Его разработка велась в ARP с 1979 года и к моменту банкротства компании уже находилась на завершающей стадии. Chroma был полифоническим программируемым синтезатором с аналоговым звуковым трактом (VCO-VCF-VCA) и цифровым управлением (микропроцессор генерировал огибающие и LFO, отвечал за сохранение пэтчей и работу интерфейса для подключения к компьютеру Apple II, который мог использоваться для программирования и архивации пэтчей, работать в качестве внешнего секвенсора и т. д.). Chroma имел самую гибкую архитектуру среди всех полифонических синтезаторов того времени, мультитембральные возможности, а также нетипичную для аналоговых синтезаторов деревянную клавиатуру фортепианного типа от 16-Voice Piano, что приближало его к электронным пиано вроде CP35, хотя, конечно, возможности Chroma были на порядок выше. Ясно, что такой новаторский синтезатор, как Chroma, сулил большие деньги, собственно из-за него CBS и приобрел ARP. Из всех поздних инструментов ARP судьба Chroma сложилась наиболее удачно, и хотя он не стал таким популярным, как SCI Prophet и Oberheim OB, все же было выпущено около 3000 экземпляров.

Baldwin/Kustom

Еще одним американским ответом на Yamaha CP30 стали выпускавшееся в первой половине 80-х электропиано, разработанные известным производителем органов и фортепиано Baldwin. Компания Baldwin распространяла их как под своей торговой маркой, так и под принадлежащей ей маркой Kustom. Фирма Kustom производила продукцию, рассчитанную, в основном, на рок-музыкантов: электроорганы, электрогитары, гитарные комбики, усилители, кабинеты (особенно известны были гитарные аппараты серии Tuck-n-Roll, имевшие весьма характерный внешний вид). Так что в Baldwin вполне логично решили, что через Kustom электронные пиано будут продаваться лучше (среди поклонников марки Kustom было много известных музыкантов, например, Leon Russell и Herbie Hancock).

Ничего особенного про Baldwin/Kustom 88 сказать нельзя. Это электропиано имело полную полифонию, приличный звук и качественную динамическую клавиатуру фортепианного типа в 88 клавиш — вот, собственно, и все. Инструмент мог производить только один звук, имелся простой двухполосный эквалайзер и эффект тремоло с регуляторами частоты и интенсивности. Специально для дорожных условий был выбран нетипичный для клавишных инструментов дизайн — так называемый "flight-case" с металлическими рейками и уголками, причем верхняя крышка использовалась в качестве подставки, так что отдельная стойка не требовалась, что было весьма удобно, поскольку это было, наверно, самое громоздкое аналоговое электропиано.

Первые цифровые электропиано

Yamaha

История создания цифрового FM-синтеза уходит в далекие 60-е, когда исследователь John Chowning из Стенфордского университета создал новый способ синтезирования тембров (согласно легенде, он сделал это случайно во время экспериментов с вибрато в результате ошибки в программировании). Chowning сумел заинтересовать компанию Yamaha своим открытием, и в 1973 году в подразделении Yamaha Electone, занимавшемся выпуском электроорганов (синтезаторного отдела у Yamaha тогда просто не было, поскольку синтезаторы она еще не выпускала), началась разработка FM-синтезатора. В 1975 появился первый полифонический прототип, а в 1981 были представлены GS-1 и GS-2 — первые серийные инструменты Yamaha с FM-синтезом, после чего Yamaha переключилась исключительно на выпуск цифровых инструментов. Интересно, Yamaha не называла GS ни синтезаторами, ни электропиано, а использовала расплывчатый термин "digital keyboards", при этом всячески подчеркивая их революционный тип синтеза.

GS-1 имел динамическую клавиатуру в 88 клавиш с полифоническим послекасанием, которое воздействовало на FM-генератор, изменяя не только громкость, но и тембр. Внешне инструмент напоминал кабинетный рояль и отличался великолепной отделкой. По размерам (1500 x 832 x 826 мм) GS-1 примерно соответствовал CP-80, но по сравнению со своим электроакустическим собратом имел гораздо меньший вес — 90 кг. GS1 предназначался, в первую очередь, для использования в студии (впрочем, при желании его можно было и перевозить, поскольку ножки и педали были съемными; Yamaha даже предлагала для него специальный жесткий кейс) или в качестве домашнего инструмента. Впрочем, такую роскошь могли себе позволить немногие, поскольку это был один из самых дорогих синтезаторов за всю историю. Один источник указывает, что в 1981 году его цена в Англии составляла 12000 фунтов (около 25000$). Правда, в рекламной брошюре Yamaha того времени приведена гораздо меньшая цена — 2600000 иен, что составляет около 15000$. Впрочем, и это очень много — в переводе на сегодняшние цены получается что-то около 60000$. А если добавить сюда еще и две трехполосные стоваттные акустические системы TS-1, которые Yamaha рекомендовала использовать с GS1 и которые создавались специально под инструмент, а также фирменный кейс, то цена приблизится к 100000$. Вполне естественно, что при таких ценах GS-1 продавались в ограниченных количествах, и всего было произведено около сотни этих инструментов.

GS-2 был упрощенным концертным вариантом GS-1, он имел шестиоктавную клавиатуру без послекасания и стоил в два с половиной раза меньше. По дизайну он был точной копией электропиано CP35, однако при почти тех же габаритах (1283 x 641 x 823,5 мм) цифровой GS-2 весил на 22 кг больше, чем аналоговый CP35. Главным внутренним отличием GS-2 от GS-1 было то, что он имел четырехоператорный синтез, тогда как в GS1 были две параллельные цепочки четырехоператорного синтеза и он формально мог считаться восьмиоператорным. Полифония у обоих инструментов составляла 16 голосов.

Модели серии GS не имели ни органов управления синтезом, ни возможности программирования (Yamaha подчеркивала, что эти инструменты созданы для музыкантов, а не инженеров). Пользователю предоставлялась лишь возможность слегка изменять звук с помощью эффектов. Инструменты оснащались настоящим аналоговым хорусом на основе BBD, активным трехполосным эквалайзером, а также вибрато и тремоло с регуляторами частоты и интенсивности. Вибрато включалось левой педалью, тремоло активировалось средней педалью или кнопкой на передней панели. Правая педаль работала как обычная педаль сустейна, также имелся вход для подключения педали экспрессии. Помимо регулятора точной настройки (у GS1 он был спрятан на небольшой панели снизу, а у GS2 располагался на передней панели) инструменты имели переключатель Detune, включающий сильную или слабую расстройку (у GS1 были еще и два весьма эффективных режима модулируемой расстройки), что также можно было использовать для получения новых оттенков звучания.

Оба инструмента имели симметричные (XLR) и несимметричные (джеки) стереовыходы, несимметричный моновыход (джек) и выход для наушников. У GS2 разъемы располагались на задней панели, а у GS1 разъемы были размещены так, чтобы не бросались в глаза и не портили внешний вид: часть находилась на небольшой панели под клавиатурой, а часть — на стойке педалей. Никаких интерфейсов у GS не было, однако в 1984 Yamaha выпустила набор для оснащения GS довольно примитивным MIDI (в частности, инструмент не мог одновременно передавать и принимать MIDI-данные!).

Каждая модель имела 16 пэтчей (фортепиано, электропиано, клавесины, клавикорды, органы, струнные, медные духовые и др.) и разъем для специальных магнитных карт, с которых можно было загрузить новые звуки или использовать карты для сохранения пэтчей (последнее было не особенно полезно, так как никакого пользовательского редактирования у GS не было, впрочем, сохранение можно было использовать для создания резервных копий). Сами карты, выполненные в виде тонких полосок, имели две стороны, A и B, и фактически на каждой карте были записаны два пэтча. В GS-2 загружались только данные со стороны A, а для двойного тон-генератора GS-1 требовалась загрузка с обеих сторон, при этом, загружая данные со стороны A одной карты и со стороны B другой, можно было получить новые звуки. Если результат понравился, потом его можно сохранить на одну из пустых карт. Сначала в комплекте с GS поставлялись лишь 32 карты с пэтчами (часть из них повторяла пэтчи, уже содержащиеся в инструментах) и восемь пустых карт, но впоследствии коллекция звуков была расширена до нескольких сотен. По тем временам это были очень хорошие пэтчи, демонстрирующие как высокий класс инструмента, так и его превосходство в синтезе тембров над аналоговыми инструментами, правда, звучание было несколько грязноватым (сказывалось несовершенство ранних цифровых технологий). При этом GS по характеру звука были близки и к аналоговым инструментам — весьма нехарактерное качество для FM-синтезатора, но легко объяснимое наличием аналоговых эффектов.

Безусловно, для своего времени GS были выдающимися инструментами, но уже спустя несколько лет их тон-генераторы оказались устаревшими на фоне новых синтезаторов серии DX с их возможностью программирования и большим набором схем коммутации операторов. Единственное, в чем GS могли соперничать с ними (да и со всеми другими последующими синтезаторами), — это выразительность, что особенно относится к GS-1 с его полифоническим послекасанием. GS-1, можно сказать, продолжил линию, начатую CS-80, — две цепочки синтеза, клавиатура фортепианного типа с динамикой и полифоническим послекасанием, роскошная отделка с использованием дерева, огромные размеры и цена. В 1983 появился и третий инструмент этого направления — DX1. Он имел деревянную клавиатуру в 73 клавиши, каждый из его каналов фактически представлял собой отдельный синтезатор DX7, пользовательский интерфейс поражал обилием кнопок и дисплеев, размеры были больше, чем у любого синтезатора того времени (1255 x 640 x 225 мм), а вес составлял 51 кг. Стоил DX1 как восемь DX7, выпущено было всего 140 штук.

Как известно популярность FM-синтезаторов у клавишников была не в последнюю очередь вызвана высококлассными имитациями Rhodes (вообще, звук DX-piano сыграл фатальную роль в судьбе электромеханических пиано, фактически поставив на них крест), так что нет ничего удивительного в том, что Yamaha выпустила серию специализированных FM-пиано PF-10/15/70/80. В 80-х старшие модели этой серии были неплохой альтернативой DX7 для тех, кому нужны были только пианные звуки, поскольку они и стоили дешевле, и клавиатуру имели фортепианного типа в 88 или 76 клавиш, и к тому же оснащались аналоговыми тремоло и хорусом.

Roland

1986 год стал переломным для японских производителей — они начали массово переходить на цифровые инструменты с семплами. В 1986 Roland выпустил свои первые 12-битные семплеры, а также серию цифровых электропиано RD, в которых Roland использовал технологию SAS (Structured/Adaptive Synthesis), представлявшую собой нечто большее, чем просто воспроизведение семплов.

В SAS в примитивной форме было реализовано то, что впоследствии стали называть физическим моделированием. Вместо семплов реальных инструментов в нем использовались волновые формы, полученные ресинтезисом (инженерам пришлось проделать большую работу по анализу тембра имитируемых инструментов, Roland указывал, что на создание некоторых пэтчей электропиано серии RD ушло больше года!), что позволило довольно точно передать как сам тембр, так и его изменения в зависимости от нюансов исполнения.

Электропиано RD-1000 имело деревянную клавиатуру в 88 клавиш, которая позволяла реализовать все возможности продвинутого тон-генератора, полифония составляла 12 или 16 голосов (в зависимости от сложности пэтча), имелись восемь пресетов (Piano 1/2/3, Cembalo, Clavichord, Vibraphone, Electric Piano 1/2), трехполосный эквалайзер с параметрической серединой, аналоговый хорус и тремоло. Интересно, что эффекты не имели органов управления на передней панели как у других электропиано того времени, а были программируемыми. Для сохранения настроек RD-1000 имел 56 пользовательских пэтчей, а также разъем для карты M-16C, на которую можно было сохранить еще 64 пэтча. Были MIDI-интерфейс, симметричные и несимметричные выходы, выход для наушников.

Нельзя сказать, что RD-1000 звучал очень натурально, но он был весьма выразительным и в этом плане прекрасно подтверждал тезис, что при тщательном программировании с помощью синтеза можно создать электронный инструмент, не уступающий в музыкальности акустическому (а вот точно передать тембр нельзя!).

Особую известность RD-1000 приобрел благодаря Элтону Джону, для которого он надолго стал одним из основных концертных инструментов, да и многие другие музыканты оценили стильный дизайн, отличную клавиатуру и живой яркий звук. Правда, RD-1000 стоил довольно дорого (3195$) и был громоздким — вес с педалями превышал 50 кг. Тон-генератор RD1000 выпускался также в виде двухрэкового звукового модуля MKS-20, который пользовался не меньшей популярностью и надолго стал эталоном в своем классе. В 1988 году был выпущен менее дорогой звуковой модуль P330, который представлял собой MKS-20, перекомпонованный в однорэковый формат и дополненный несколькими новыми функциями (редактирование огибающих, возможность объединения нескольких модулей для увеличения полифонии и др.), однако он не повторил успеха MKS-20.

Две другие модели серии — RD-250 за 1795$, имевшая 76 клавиш, и RD-300 за 2095$, имевшая 88 — были непрограммируемыми и, соответственно, не имели пользовательских пэтчей. Кроме того, существовали домашние модели HP2000/3000/4500/5500/5600, также непрограммируемые. Впоследствии Roland выпустил еще несколько домашних электропиано на основе SAS, а в 1990 производство электропиано с SAS было прекращено.

В 1989 году Roland под маркой Rhodes (Roland приобрел ее в 1987 году) выпустил инструменты собственной разработки: MK-60/80 и Model 660/760. MK-80 и MK60 были ориентированы на поклонников электромеханических пиано. В них использовалась технология SAS, но, в отличие от инструментов под маркой Roland, упор был сделан именно на звук электропиано, и из восьми пресетов четыре были вариациями на тему Rhodes (остальные — Concert grand piano, Electric grand, Clavinet и Vibes), тогда как в серии Roland RD основной упор сделан на традиционные инструменты.

MK-80 (2895$) имел практически все те же возможности, что и RD-1000 (кроме, разве что, разъема для карт), дополнительно у него были фейзер, джойстик высоты тона и модуляции, четыре назначаемых регулятора редактирования в реальном времени. MK-60 (1899$) также имел клавиатуру фортепианного типа, но с 64 клавишами (довольно редкое сочетание), и, видимо, должен был занять ту нишу, что занимал Rhodes Stage 54. От MK-80 он отличался отсутствием программирования и фейзера (то есть, примерно соответствовал Roland RD-250).

Гарольд Родес, скептически относившийся к электронным инструментам, считал MK-60/80 отвратительными, хотя справедливости ради надо сказать, что эти инструменты были очень неплохими, просто они не были классическими Rhodes, чего многие от них ожидали. Наверно, поэтому они не пользовались такой популярностью, как серия RD.

Пятиоктавный Rhodes Model 660 и шестиоктавный Model 760, выпущенные одновременно с MK-60/80, были выполнены на базе синтезатора Roland U-20 (собственно, кроме дизайна, они от него ничем не отличались). Вообще-то, решение производить цифровые PCM-синтезаторы под маркой Rhodes, которая ассоциировалась только с электропиано, выглядело довольно странным. Вероятность того, что их станут покупать из-за одного названия, была весьма сомнительной. Возможно, Roland рассчитывал, что 660 или 760 будут приобретать в пару к MK-80 (они имели сходное внешнее оформление, что сразу бросалось в глаза на фото в рекламном буклете, где Model 660 был установлен сверху MK-80). Кстати, Roland нельзя упрекнуть в том, что он наживался на имени Rhodes — инструмент Model 660 стоил недорого, больше того — он стоил даже дешевле, чем Roland U-20.

В 1991 был выпущен последний Roland-Rhodes — 16-голосный инструмент VK-1000 с шестиоктавной клавиатурой, который по цене стоял как раз между MK-60 и MK-80. Изюминкой VK-1000 было то, что он совмещал в себе цифровой электроорган с цифровым электропиано на основе SAS. Он имел 13 движков, которые управляют регистрами, причем в качестве сигнала могут использоваться звуки Хаммонда, духового органа и даже простые волновые формы аналогового синтеза, что позволяет создавать и синтезаторные тембры. Для своего времени VK-1000 был новаторским инструментом, поскольку недорогих цифровых электроорганов тогда еще не было, не говоря уже о самой идее объединения электропиано и электрооргана: тут VK-1000 на десять лет опередил ставшие сейчас весьма популярными Clavia Nord Electro и Nord Stage.

Korg

Для Korg новая страница, связанная с электропиано, была открыта в 1986 году моделями SG-1 и SG-1D, которые стали настоящим событием в мире клавишных инструментов и сразу завоевали большую популярность. Несмотря на использование 12-битных семплов (кстати, "SG" означало "Sampling Grand"), они имели качественный звук, недостижимый для синтезаторов того времени, полифонию 12 голосов, MIDI-интерфейс, динамическую клавиатуру фортепианного типа в 76 клавиш у SG-1 и 88 у SG-1D, причем у последнего клавиатура имела еще и послекасание. Для изменения тембра можно было использовать регулятор Brilliance и трехполосный эквалайзер. Кроме этого, SG оснащались цифровым стереохорусом, который стал предвестником цифровых процессоров эффектов у последующих инструментов. Поскольку память в то время стоила дорого, то количество звуков было ограничено всего четырьмя: два фортепиано и два электропиано. Чтобы компенсировать это, SG были оснащены разъемом для установки ROM-платы с дополнительными семплами (новые варианты электропиано, клавесин, клавинет, гитара, бас и др.). Впоследствии к этому решению обратились и другие производители, и наличие внутреннего или внешнего слота для карт с семплами надолго стало характерной чертой PCM-синтезаторов. По сравнению с аналоговыми и электромеханическими пиано, SG имели не только преимущество в звуке, но и дополнительные функции. Наличие колес высоты тона и модуляции, клавиатура фортепианного типа и приличные по тем временам MIDI-возможности (сообщения принимались и передавались по любому каналу, контроль в реальном времени обеспечивался колесами и послекасанием, передавались сообщения смены программы, педали сустейна и т. д.) позволяли использовать SG не только как электропиано, но и как высококлассный MIDI-контроллер. Также по сравнению с аналоговыми предшественниками вроде Yamaha CP30 новые инструменты Korg были легкими: SG-1 весил всего 29 кг, а SG-1D — 34 кг.

Korg SG-1D был прямым конкурентом Roland RD-1000. Преимуществами SG были меньшая стоимость, расширяемость новыми семплами и большие возможности при использовании в качестве мастер-клавиатуры, тогда как RD имел более продвинутый тон-генератор, базовые возможности редактирования и позволял сохранять пользовательские пэтчи. В 1987 году Korg обострил противостояние, выпустив модель New SG-1D с увеличенным в пять раз объемом ROM и соответствующим улучшением качества звука.

В 1987 году Yamaha выкупила контрольный пакет акций Korg на условиях полной независимости компаний, раздельного ведения разработок и свободной конкуренции производимых инструментов. После этого на синтезаторах Korg стали появляться клавиатуры производства Yamaha, в конце 80-х из Yamaha в Korg была переведена бывшая группа разработчиков SCI (Yamaha выкупила эту фирму после ее закрытия), которая создала для Korg такие инструменты, как Wavestation и Wavedrum. В 1987 году Korg выпустил несколько инструментов в сотрудничестве с Yamaha (кстати, эти компании сотрудничали еще с начала 60-х, когда Korg производил ритм-машины для электроорганов Yamaha Electone): синтезаторы 707, DS-8, электропиано DP2000C/3000C и DP-80. Все они работали на основе FM-синтеза и производились с использованием комплектующих Yamaha. Также в этот период была выпущена серия электропиано Concert (2500/3500/5000/7000/7100), для которых Yamaha поставляла всю электронику.

Главным событием 1988 года для Korg стало начало производства синтезатора M1, принесшего компании огромный успех. На фоне этого практически остался незамеченным выпуск звуковых модулей на его базе: O3 с оркестровыми звуками и P3 со звуками фортепиано. P3 не был каким-то прорывом в области технологий и имел посредственное звучание, однако именно с P3 началась десятилетняя эпоха использования AI-синтеза в электропиано Korg, он имел мультитембральные возможности M1, мог расширяться ROM-картами с семплами и стоил всего 595$.

В 1989 появилась очередная модификация SG — SGX-1D, после которой Korg не производил электропиано почти десять лет, полагаясь на синтезаторы с клавиатурой фортепианного типа в 88 клавиш, которые, в отличие от пятиоктавных моделей, дополнительно оснащались качественными фортепианными семплами. Лишь c 1997 года в ассортименте Korg появились сценические и домашние электропиано (вначале на базе AI-синтеза, потом на основе HI). Ни по количеству моделей, ни по их уровню Korg не мог соперничать с Roland и Yamaha (да, скорее всего, такая цель и не ставилась), и Korg, видимо, производил свои электропиано лишь для того, чтобы его марка была представлена в этом сегменте рынка.