Перейти к основному содержанию

Сообщения Control Change

Рассмотрим подробнее сообщения типа Control Change

Сообщение Modulation (Control Change #1 / Control Change #33) 

Обычно задает глубину частотной модуляции (вибрато) и управляет соответствующим LFO-блоком синтезатора. 

Управление модуляцией происходит обычно с помощью колеса, либо рычага на передней панели.

midi

Сообщение Breath Controller (Control Change #2 / Control Change #34) 

Параметр призван имитировать звукоизвлечение на духовых инструментах, поэтому и применяется чаще всего на соответствующих патчах — деревянных или медных духовых. 

Можно сказать, что сообщение Breath Controller — это своеобразная версия послекасания для духового инструмента.

Это сообщение может генерироваться любым доступным органом управления, способным производить сообщения непрерывного типа, однако, наиболее убедительные результаты получаются при использовании специального средства ввода, которое так и называется — духовой контроллер.

midi
 

Педали

В спецификации определены сообщения для шести различных типов педалей. При этом только одно из них (Foot Controller) попадает в разряд непрерывных контролеров высокого разрешения. Все остальные являются контроллерами-переключателями.

Сообщение Foot Controller (Control Change #4 / Control Change #36) может управлять чем угодно. Многие устройства позволяют настроить любой параметр для изменения посредством этого сообщения, часто она применяется для тех же эффектов, что и послекасание. 

Сообщение Damper Pedal (оно же Sustain Pedal или Hold Pedal), Control Change #64, действует аналогично правой педали фортепиано. Ноты, звучащие в момент прихода сообщения, а также все последующие продолжают звучать на участке поддержки (Sustain) до тех пор, пока педаль не будет отпущена. После отпускания педали все ноты на канале разом затухают (переходят в стадию Release). 

Правда, это сообщение не позволяет осуществить полноценную имитацию действия правой педали фортепиано, поскольку имеет только два жестких состояния: On и Off. 

midi
 

Сообщение Sustenuto (Control Change #66). При поступлении сообщения выдерживаются только ноты, которые в этот момент уже звучат. Ноты, взятые при нажатой педали, ведут себя обычным образом. 

Сообщение Soft Pedal (Control Change #67) действует аналогично левой педали фортепиано — при ее нажатии звук приглушается. В некоторых пэтчах (имитирующих звуки рояля, например) может меняться и окраска.

Сообщение Legato Footswitch (Control Change #68) включает эффект легато, то есть связной игры двух последовательных нот. Эффект достигается тем, что у второй ноты пропускается стадия атаки в огибающей.

Сообщение Hold 2 (оно же Sustain 2), Control Change #69, имеет смысл только для тех инструментов, генератор огибающей которых имеет две стадии поддержки, поскольку при нажатии педали включается вторая стадия.
 

Портаменто

Режим портаменто включается с помощью сообщения переключателя Portamento On/Off (Control Change #65), обычно назначаемого на педаль. При включенном режиме очередная нота начинает звучать на высоте, определяемой последним сообщением Note On на данном канале, затем высота плавно скользит к нормальной. 

Временем портаменто, т.е. временем, за которое происходит скольжение, управляет сообщение Portamento Time (Control Change #5 / Control Change #37).

Сообщение Portamento Control (Control Change #84) задает номер ноты, от которой выполняется скольжение. Оно может быть сгенерировано в реальном времени (т.е прямо в процессе исполнения) с помощью какого-либо органа управления.

midi

Параметры Volume и Expression

Параметр Velocity также управляет громкостью, но это относительная громкость в рамках одной партии. Для выстраивания баланса нескольких партий используется сообщение Volume (Control Change #7 / Control Change #39), которое задает громкость звучания на MIDI-канале. Его действие можно сравнить с фейдером канала в микшерском пульте. 

Сообщение Expression (Control Change #11 / Control Change #43) предназначен для дополнительного управления громкостью MIDI-канала. Как и в случае с MIDI-сообщением Volume, большинство синтезаторов допускают только грубую настройку Expression (128 уровней) посредством MSB (Control Change #11).

При максимальном значении Expression громкость канала равна текущему значению Volume. При уменьшении Expression начинается уменьшение результирующей громкости. Когда Expression равно нулю, громкость канала также равна нулю, когда Expression «половина», то и громкость канала равна половине от текущего значения Volume.

midi

Параметры синтеза

Сообщение Balance (Control Change #8 / Control Change #40) предполагалось использовать балансировки относительного уровня первого и второго осциллятора (там где их два). Среднее значение говорит о том, что сигнал с обоих осцилляторов берется в равной пропорции. Однако это сообщение редко используется производителями в современных синтезаторах с более сложной структурой синтеза.

Остальные сообщения, влияющие на синтез, являются непрерывными контроллерами низкого разрешения. Стандартное значение для них — 64.

Сообщение Sound Controller 1 (Control Change #70, оно же Sound Variation) может влиять на любой блок в структуре синтеза (огибающие, фильтры, цепи модуляции и т. п.). В FM-синтезаторе оно может задавать глубину частотной модуляции и тому подобное.

Сообщение Sound Controller 2 (Control Change #71, оно же Timbre/Harmonic Intensity) управляет фильтром (VCF). Как правило, этот параметр задает глубину резонанса.

Сообщение Sound Controller 3 (Control Change #72, оно же Release Time) управляет временем затухания генератора огибающей (VCA), сообщение Sound Controller 4 (Control Change #73, оно же Attack Time) — временем атаки.

Сообщение Sound Controller 5 (Control Change #74, оно же Brightness) управляет частотой среза фильтра.

Работа пяти следующих сообщений (Sound Controller 6, 7, 8, 9, 10) изначально не регламентировалась, кроме того, что это были дополнительные контроллеры для изменения параметров синтеза. Но в спецификации General MIDI 2 их действие уже определено.
 

Сообщение Pan (Control Change #10 / Control Change #42) 

Устанавливает панораму на MIDI-канале, то есть определяет положение партии в стереобазе.

Большинство устройств реагируют только на MSB сообщения (контроллер CC#10) и, таким образом, позволяют разбить всю стереобазу на 128 точек. При этом за центральное положение считается значение 64, значения, меньшие 64 (до 0) — панорама влево, большие (до 127) — вправо.

midi
 

Эффекты

Стандартных сообщений для управления эффектами всего семь (поэтому многие производители в дополнение к стандартным сообщениям широко используют сообщения SysEx или NRPN).

Первые два сообщения, Effect Control 1 (Control Change #12 / Control Change #44) и Effect Control 2 (Control Change #13 / Control Change #45), — непрерывного типа и высокого разрешения. Стандартная реакция на них протоколом не определена, принимающее устройство может использовать их для любого параметра, имеющего отношение к встроенному эффекту.

Следующие пять сообщений относятся к контроллерам низкого разрешения:

Сообщение Effect 1 Depth (Control Change #91, оно же Reverb Send Level) изначально называлось просто External Effect Depth (глубина внешнего эффекта). Часто применяется для управления количеством реверберации (или уровнем посыла на ревербератор).

Сообщение Effect 2 Depth (Control Change #92, оно же Tremolo Depth) задает глубину амплитудной модуляции (глубину тремоло).

Сообщение Effect 3 Depth (Control Change #93, оно же Chorus Send Level, изначально называлось Chorus Depth) задает глубину (уровень) хоруса.

Сообщение Effect 4 Depth (Control Change #94, оно же Celeste (Detune) Depth) задает глубину расстройки, что актуально для такого инструмента, как челеста.

Сообщение Effect 5 Depth (Control Change #95, оно же Phaser Depth) задает глубину (уровень) обработки эффектом фейзер.


Контроллеры общего назначения 

Четыре сообщения General Purpose Controller (1, 2, 3, 4) из блока непрерывных контроллеров высокого разрешения, как следует из названия, могут управлять любой функцией устройства. Часто эти сообщения генерируются слайдерами, фейдерами и прочими ползунками, поэтому некоторые их называют General Purpose Slider.

Аналогичные им четыре сообщения General Purpose Controller (5, 6, 7, 8) находятся в блоке непрерывных контроллеров низкого разрешения.