Перейти к основному содержанию

Синтезаторы Buchla

Первыми на рынок вышли уже упоминавшиеся Дональд Букла, занимавшийся в то время изысканиями в области так называемой конкретной музыки (concrete music), и Роберт Муг, который в эти же годы занимался комплектацией и продажей наборов деталей для сборки терменвоксов. Первый синтезатор Дональда Буклы появился уже в 1963 году. Он имел громоздкое название "San Francisco Tape Music Center", по имени студии, в которой создатель инструмента тогда работал инженером. Его первые электронные системы как раз и использовались в качестве средств создания экспериментальной музыки. Кстати, уже в эти годы Букла использовал в качестве клавиатуры синтезатора неподвижные пластины, чувствительные к прикосновению рук (Touch-plate). По сути это были сенсорные емкостные датчики.

Buchla 100 и Buchla 200

Buchla 100 и Buchla 200

Первой крупной серийной разработкой, вышедшей под маркой Buchla в том же 1963 году, была модульная система System 100. Синтезаторы этой серии обычно представляли собой деревянный кабинет, в котором размещалось до двадцати пяти модулей (рис. 2). Кабинеты имели интегрированную клавиатуру типа touch-plate. Она первоначально вызывала странные ощущения у исполнителя, поскольку не имела подвижных деталей. Но зато она была чувствительна к давлению пальцев и имела индивидуальную микронастройку каждой "клавиши". Кроме типичных осцилляторов, фильтров и прочих модулей были доступны 8- и 16-канальные аналоговые секвенсоры. По отзывам некоторых пользователей тех лет, коммутация и настройка системы представляла титаническую задачу даже для подготовленных специалистов. Тем не менее, синтезаторы этой серии, пусть и в небольших количествах, производились довольно долго, примерно с 1963 года до начала 70-х.

System 100

Buchla 100 Series at NYU

Buchla 100 Series at NYU

Коммерческий выпуск модульных синтезаторов под маркой Buchla & Associates стартовал только в 1969 г. в сотрудничестве с компанией CBS. На смену серии "100" в 1970 г. пришла улучшенная и расширенная серия "200". Синтезаторы двухсотой серии имели общее название "Electric music box". Один из крупных представителей серии 200 показан на рис. 3. Это большой деревянный кабинет, в котором можно увидеть уже опробованную на практике клавиатуру типа touch-plate. Для этой системы существовало уже около пятидесяти блоков. Несмотря на использование аналоговых электронных цепей, система имела сопряжение с ранними цифровыми компьютерами для облегчения программирования. В двухсотой серии была введена цветовая маркировка патч-кордов, чтобы пользователю было легче ориентироваться в соединениях. Кроме того, именно компания Дональда Буклы впервые ввела в практику использование миниджеков (1/8 дюйма) для коммутации. Большинство компаний и того времени, и более поздних лет использовали в патч-кордах стандартные четвертьдюймовые джеки.

System 200

Двухсотая серия имела не только множество электронных модулей, но также несколько стандартных вариантов клавиатур. Кроме нескольких модификаций touch-plate, например, модели Kinesthetic Input Port 221 (рис. 4) существовали обычные клавиатуры, в частности, с 37 клавишами (Model 237) и 61 клавишей (Model 238). Трехоктавная клавиатура имела выход для трех голосов, а пятиоктавная была четырехголосной.

Kinesthetic Input Port 221

На рис. 5 показана пятиоктавная клавиатура. Она имеет внутри специальный процессор, управляющий полифоническим выводом контрольных напряжений. Клавиатура также чувствительна к скорости нажатия и послекасанию. Есть выходы, передающие соответствующие контрольные напряжения. Кроме того, пятиоктавная модель имеет специальный цифровой выход для связи с программирующим компьютером.

пятиоктавная клавиатура

В этой же серии производились и более компактные системы. Самый маленький из синтезаторов серии, предназначенный для гастролирующих музыкантов, назывался System 101. Это полифонический аналоговый инструмент, использующий типовые серийные модули. На рис. 6 показан такой синтезатор, укомплектованный обычной клавиатурой объемом в 37 клавиш (модель 237).

System 101

А на рис. 7 — еще один вариант системы в малом корпусе с клавиатурой touch-plate. Такие корпуса выпускались нескольких цветов.

с клавиатурой touch-plate

Серия "200" массово производилась в период с 1970 по 1978 год, хотя, по некоторым сведениям, ее миниатюрные представители выпускались еще несколько лет. Уже "под занавес", к 1978 году, была сконструирована портативная модель под названием Sili-Con Cello (рис. 8). Она использовала пять стандартных блоков двухсотой серии и прототип двоичного счетчика (на фотографии он вверху и слева), способного различным образом интерпретировать управляющие напряжения CV и Gate. Sili-Con предназначалась для обработки поступающего извне сигнала, например, снятого посредством микрофона звука реальных инструментов. Устройство выпускалось около двух лет.

Sili-Con Cello

С развитием производства микрокомпьютеров в 1979 году компания выпустила систему с гибридной комплектацией в виде серии "300". В ней использовались стандартные аналоговые модули двухсотой серии совместно с новыми цифровыми устройствами трехсотой. Кстати, программирование этих устройств облегчалось использованием клавиатуры модели Kinesthetic 221, уже оснащенной для этого специальными функциями. Вариант компактной системы из серии "300" показан на рис. 9.

Вариант компактной системы из серии "300"

Через несколько лет, в 1982 году, под маркой Buchla & Associates появилась новая система серии "400". Это был компактный агрегат в деревянном корпусе с видеодисплеем (рис. 10). В экземпляре, изображенном на фотографии, применена фирменная неподвижная клавиатура. Несмотря на то, что схемотехнически синтезатор основан на разработках предыдущих серий, на лицевой панели нет никаких коммутационных полей. Здесь уже используется полное цифровое процессорное управление блоками синтеза и их коммутацией, и основную работу пользователь ведет графически, на экране монитора. Все это позволило добиться значительной гибкости программирования, а заодно избавиться от привычного пучка патч-кордов. Кстати, здесь были применены уже цифровые осцилляторы, как и в некоторых последующих синтезаторах, но их обработка осталась аналоговой.

система серии "400"

Синтезатор серии "400" обладал шестиголосной полифонией, использовал частотную и иные виды модуляции, шейпинг волновых форм. Кроме того, он был оснащен входами и выходами CV/Gate для связи с модульными синтезаторами предыдущих серий. Пэтчи можно было сохранять на магнитофонной кассете или на специальной карточке. Система имела нотный редактор начального уровня, синхронизируемый с внешним сигналом SMPTE. Шел 1982 год. Совсем скоро увидит свет протокол MIDI.

***

В конце 70-х и начале 80-х годов компания уже производила гибридные синтезаторы, такие как Touche, Buchla 400 и 406. Оценив распространение протокола MIDI, в начале 90-х годов Дональд Букла конструировал оригинальные MIDI-контроллеры, например, Thunder (рис. 2). Контроллер использовал сенсорные панели для пальцев рук. Здесь применены те же принципы, что и в сенсорной клавиатуре Kinesthetic Input Port. Пластины чувствительны к силе нажатия и движению пальца, формируя различные управляющие сигналы, в том числе полифоническое послекасание. В целом же эта система умела делать гораздо больше в исполнительском плане, чем многие современные упрощенные контроллеры.

Thunder

В разные годы компания занималась разработками для сторонних заказчиков, например, для фирмы Oberheim (модуль OB-MX). Возможно также, что время от времени Дональд Букла по старой памяти получал частные заказы на изготовление модульных синтезаторов и ждал нужного момента для возрождения их полноценного производства. Как бы там ни было, в 2002 году было принято решение улучшить популярную "двухсотую" серию модульных синтезаторов и возобновить ее выпуск. Произведя некоторые доработки и сконструировав несколько новых модулей, компания в 2004 году объявила о выходе новой серии — 200e.

200e

В серию входит примерно полтора десятка модулей новой конструкции, среди которых есть осцилляторы, фильтры, генераторы сложных управляющих напряжений, преобразователь частоты, преобразователь MIDI-CV и другие блоки. Есть и фирменная сенсорная клавиатура. По сравнению с первыми изделиями полувековой давности некоторые модули имеют довольно сложное устройство. Есть, например, модуль под названием Complex Waveform Generator (рис. 4), который способен производить различные типы сигналов. При этом выходное напряжение звуковой частоты имеет регулируемую симметрию формы импульса, контролируемую напряжением частотную, амплитудную и тембровую модуляцию от встроенного модулирующего генератора (тоже с изменяемой формой импульса) и некоторые другие возможности изменения тембра.

Complex Waveform Generator

Интересен также модуль Triple Morphing Filter (рис. 5), состоящий из трех параллельных полосовых фильтров, работающих независимо. Каждый из них имеет управляемую напряжением центральную частоту, добротность и коэффициент пропускания, а также систему морфинга, работающую посредством перебора различных предустановленных параметров фильтрации. Этот модуль — просто находка для синтеза звуков с подвижной формантной структурой, например, человеческого голоса.

Triple Morphing Filter

А на рис. 6 показан счетверенный процессор управляющих напряжений, работа которого заключается в выполнении различных алгебраических функций с контрольным напряжением. Причем эти функции реализованы чисто аналоговым способом: сложением входных и выходных сигналов в выбранной пропорции. А в результате этих действий формируется сложно изменяющееся напряжение.

процессор управляющих напряжений

Интересно, что входящий в эту серию модуль преобразователя MIDI-сигналов в контрольные напряжения имеет функцию пресетного менеджера и позволяет сохранять в памяти различные настройки модулей, например, фильтра или процессора управляющих напряжений.

Модульная система Buchla 200e — довольно дорогое удовольствие, с чем бы ни сравнивать. Например, упомянутый модуль комплексного звукового генератора по прайс-листу стоит 1400$, тройной фильтр — 1200$. Типовая рабочая конфигурация из восьми модулей в небольшом корпусе и в комплекте с патч-кордами стоит уже около десяти тысяч. Компания предлагает своим заказчикам в США возможность в дополнение к новым модулям установить любые модули из старой серии 200, дает двухгодичную гарантию, а также возможность возврата системы в течение месяца со дня покупки.

Однако существует мнение, что цены на системы марки Buchla вполне оправданы, поскольку ее модули предлагают более широкий набор функций, чем их аналоги у конкурентов.

Buchla 200e

Buchla 200e

MUSE Madness (Matthew Bellamy) 2012 UK #25 US #45

Мэтт Беллами: "Самым безумно (madness) звучащим и злым оказался Buchla Series 200e. У нас никогда не было возможности использовать что-то подобное, потому что у него – такой, стеклянный, хрупкий, ясный, полнофункциональный звук. Он настолько ясный, что если вы пытаетесь его вставить в рок, все остальные звуки тускнеют. Партии арпеджио в Follow Me, синтезатор в Madness, звучащий "вау-вау", и в паре других песен, - это всё - Buchla".